Тарзан, человек-обезьяна / Tarzan the Ape Man (1932)

Тарзан, человек-обезьяна / Tarzan the Ape Man (1932): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Тарзан» (СССР: кинопрокат).

США.

Продолжительность 100 минут.

Режиссёр У.С. Ван Дайк.

Автор сценария Сирил Хьюм на основе персонажей, придуманных Эдгаром Райсом Берроузом, автор диалогов Айвор Новелло.

Операторы Клайд Де Винна, Хэролд Россон.

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, мелодрама

Краткое содержание
Джейн Паркер (Морин О’Салливан) приезжает в Африку к своему отцу Джеймсу Паркеру (К. Обри Смит) и его компаньону Гарри Холту (Нил Хэмилтон). В поисках кладбища слонов они снаряжают экспедицию в джунгли, где подвергаются нападению со стороны хищных животных и диких племён. К счастью, Джейн спасает Тарзан (Джонни Вайсмюллер) — белый человек, живущий вдали от цивилизации, вместе с племенем обезьян.

Также в ролях: Дорис Ллойд (миссис Каттен), Форрестер Харви (Бимиш), Айвори Уильямс (Риано).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.04.2013

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Тарзан, человек-обезьяна / Tarzan the Ape Man (1932): кадр из фильма
Тарзан и Джейн

Хотя официально «Тарзан, человек-обезьяна» является лишь третьим фильмом в небольшом – в пять лент – киносериале, начатом ещё немыми картинами «Тарзан среди обезьян» /1918/ и «Тарзан и Золотой лев» /1927/ (с Эльмо Линкольном и Джеймсом Пирсом в главной роли соответственно), именно эта постановка снискала наивысшую славу. Не кому иному, как У.С. Ван Дайку выпала честь открыть для кинематографа мускулистого и статного Джонни Вайсмюллера1, пятикратного олимпийского чемпиона по плаванию, покорившего публику с первых же кадров, когда, раскачиваясь на лианах и демонстрируя, точно заправский воздушный гимнаст, умопомрачительные трюки, явился взору изумлённой Джейн. Впервые с экрана зазвучал пронзительный клич Тарзана, скомпонованный звукооператором Дугласом Ширером, который актёр впоследствии научился имитировать, приписывая находку себе. А обезьянки Читы, приходящей девушке на помощь в самые напряжённые моменты, в книгах Эдгара Райса Берроуза вообще не было! Кульминация же, когда племя пигмеев бросает пленённых охотников в яму с гигантской гориллой, готовой разорвать на куски кого угодно, судя по всему, оказала влияние на замысел Эрнеста Б. Шёдсека и Мериана К. Купера, годом позже поразивших воображение приключениями Кинг Конга… Заметим мимоходом, что оба произведения, снятые до принятия кодекса Хейса, покрыты флёром изысканного эротизма, сделав Морин О’Салливан (как и Фэй Рэй) одним из «секс-символов» довоенной Америки.

Тарзан, человек-обезьяна / Tarzan the Ape Man (1932): кадр из фильма
Любовь в джунглях

На мой взгляд, в большей степени устарела первая половина повествования, в которой съёмки в студийных павильонах не слишком убедительно совмещены с рир-проекцией, например, в сцене, когда Паркеры становятся свидетелями ритуальных плясок туземцев, пришедших торговать. Но об условности действа почти забываешь с того момента, как путешественникам приходится преодолевать опасность за опасностью, будь то разъярённые бегемоты, крокодилы, леопарды или львы. Получив в распоряжение солидный бюджет ($0,652 млн.), Ван Дайк не поскупился на создание запоминающегося зрелища, чуть ли не заложив каноны приключенческого фильма, на которые вольно или невольно ориентировались последователи, повествуя о полных неприятных сюрпризов странствиях белых людей по Африке. Триумф, который «Тарзан, человек-обезьяна» снискал на Родине создателей, принеся $2,54 млн. прокатной платы, с ещё большей силой повторился через двадцать лет в Советском Союзе, где картина вызвала наивысший резонанс среди всех трофейных лент, собрав аудиторию в 42,9 (!) миллионов человек… Конечно, сегодня несколько смущает расистско-империалистический (если это не прозвучит слишком громко) подтекст истории, который авторы стараются нивелировать, заставляя Джейн разубеждать отца, настаивающего на том, что дикари, включая Тарзана, не испытывают эмоций. Но в конечном счёте верх одерживают отвага, благородство и… любовь, заставляющая прекрасную чужеземку навсегда отказаться от благ цивилизации, обретя – почти по знаменитой поговорке – рай в шалаше.

.

__________
1 – Он будет исполнять полюбившуюся роль и в новых, формально независимых циклах.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Михалкович В. Эти великолепные герои на Бежином лугу // Советский экран. – 1988, № 18. – С. 17-18.
Михаил Мишин: «Решаются вопросы решения вопросов…» // Советский экран. – 1989, № 3. – С. 23-24.
Богомолов Юрий. Пришествие со второй попытки // Экран. – 1991, № 18. – С. 29.
Дёмин В. Грешное противоядие // Экран. – 1991, № 18. – С. 2-3.
Гаков Вл. Гений авантюры Эдгар Райс Берроуз // Фантакрим MEGA. – 1992, № 2. – С. 91-93.
Кучмий Мария. Клич Тарзана // Спортивная жизнь России. – 1989, № 06. – С. 36-37.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3 4 5 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+