Тарзан, найдёныш обезьян / Tarzan of the Apes (1918)
Другое название: «Тарзан – как обезьяна» (вариант перевода названия).
США.
Продолжительность 73 минуты.
Режиссёр Скотт Сидни.
Авторы сценария Фред Миллер, Лоис Уэбер по роману
дгара Райса Берроуза.
Оператор Энрике Хуан Валлехо.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм
Краткое содержание
Джон (Тру Броадман) и Элис (Кэтлин Киркэм) Клейтоны, лорд и леди Грейстоук, направляются в Африку на судне Fuwalda. Спасённые моряком Биннсом (Джордж Б. Френч) во время мятежа на корабле, супруги спасаются в дебрях тропических джунглей, но смерть их всё же настигает… Выживает только юный сын Клейтонов, Тарзан (Гордон Гриффит в роли героя в детстве, Эльмо Линкольн – в роли взрослого), вскормленный обезьяной Калой.
Также в ролях: Энид Марки (Джейн Портер), Колин Кенни (племянник Грейстоука), Томас Джефферсон (профессор Портер), Бесси Тонер (горничная), в эпизодах Юджин Паллетт, Рекс Ингрэм (без указания в титрах).
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.02.2013
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Сразу сделаем важную оговорку: по имеющимся сведениям, продолжительность оригинала составляла порядка трёх часов, фильм разделялся из такое же количество самостоятельных частей и демонстрировался (на манер гриффитовских эпических шедевров) с антрактом. Так что зрителю, знакомящемуся с сохранившимися версиями, длящимися 60, максимум – 73 минуты, вообще говоря, бессмысленно возмущаться тем, что события развёртываются с неимоверной (подчас на грани полного сумбура!) скоростью, а повествование резко обрывается. Сеанс позволяет составить лишь общее представление о том, под каким сильным впечатлением публика покидала кинотеатры, о чём косвенно свидетельствуют внушительные кассовые сборы (оцениваемые в $1 млн.). В довершение ко всему режет глаз множество «несоответствий» картины поздним, гораздо более популярным ныне кинопроизведениям о Тарзане. Начиная с типажа исполнителя заглавной роли, у которого нет и доли лёгкости и прыткости Джонни Вайсмюллера! Не слишком ловко лазающий по деревьям (про знаменитое раскачивание на лианах не приходится и вспоминать), не отличающийся быстротой, линкольновский найдёныш обезьян вызывает ассоциации, скорее, с Гераклом или Самсоном, разрывающим пасть льва1. В кульминации, когда он, вызволяя Джейн, вступает в отчаянную схватку с не менее рослым и крепким вождём племени дикарей, возникает ощущение, будто смотришь поединок двух… пусть не сумоистов, но мастеров по греко-римской борьбе – точно.
И всё-таки, даже с учётом вышеописанного, постановка Скотта Сидни представляет интерес разве что в историческом плане. Не просто как лента, заложившая основы долгоиграющей «тарзаниады», но и в качестве экранизации, максимально, как считается, приближенной к первоисточнику, в данном случае – к одноимённому (первому в славном литературном цикле и второму из всех сочинений Эдгара Райса Берроуза) роману, опубликованному в 1912-м году. Режиссёр слишком торопливо вводит видовой материал с обитателями африканских джунглей, не заботясь его мало-мальски органичным сочетанием с постановочными сценами. Трюки, несмотря на привлечение профессионалов (так, обезьян изображали атлеты из новоорлеанского клуба, облачившиеся в шкуры), большей частью неубедительны и примитивны по задумке – не помог даже спасительный монтаж! Наконец, отсутствует стремление придать событиям самостоятельную трактовку, словно Сидни заранее самоустраняется и сужает искусство режиссуры до процесса иллюстрированного пересказа основных событий книги. А «поучительный» пафос истории, сводящийся к возвеличиванию англосакса, заведомо превосходящего африканцев-дикарей и неизбежно становящегося повелителем джунглей, звучит, мягко говоря, нелепо.
.
__________
1 – Актёр даже утверждал, что был вынужден, обороняясь, зарезать царя зверей ножом.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Дворкин А. Тарзаниада // Новости Видео. – 1991, № 6. – С. 1.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий