Тайна в его глазах / El secreto de sus ojos (2009)

Тайна в его глазах / El secreto de sus ojos (2009): постер

Полнометражный фильм (премии «Оскар» и «Гойя» среди испаноязычных фильмов, номинации на «Сезар», «Феликс», «Гойю» как лучший фильм).

Другие названия: «Тайна в их глазах» / «The Secret in Their Eyes» (международное англоязычное название).

Аргентина, Испания.

Продолжительность 129 минут.

Режиссёр Хуан Хосе Кампанелья (номинация на «Гойю»).

Авторы сценария Эдуардо Сачери, Хуан Хосе Кампанелья (номинация на «Гойю») по роману Эдуардо Сачери.

Композитор Федерико Хусид (номинация на «Гойю»).

Оператор Феликс Монти (номинация на «Гойю»).

Также на премию «Гойя» номинировался Марчело Понт Вергес (художник-постановщик),

Жанр: драма, детектив, триллер

Краткое содержание
Бенхамин Эспозито (Рикардо Дарин, номинация на «Гойю»), почётный профессор университета, а в прошлом — судебный служащий, пишет книгу об обстоятельствах уголовного дела, в расследовании которого принимал участие много лет назад. Вместе с Ирене Менендес Хастингс (Соледад Вильямиль, премия «Гойя») и своим подчинённым Пабло Сандовалем (Гильермо Франселья) ему тогда удалось арестовать Исидоро Гомеса (Хавьер Годино), виновного в изнасиловании и убийстве Лилианы Колото де Моралес (Карла Кеведо). Однако преступник оказался на свободе стараниями покровителей из праворадикальной партии… Тайна исчезновения Исидоро так и осталась нераскрытой.

Также в ролях: Пабло Раго (Рикардо Моралес), Барбара Палладино (Чика Пиропо), Руди Романо (Ордоньес), Алехандро Абеленда (Пинче Мариано), Марио Аларкон (Хуэс Фортуна Лакалле), Сабестьян Бланко (Пинче Тино), Мариано Аргенто (Романо).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.01.2018

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Тайна в его глазах / El secreto de sus ojos (2009): кадр из фильма
Настроен серьёзно

Эдуардо Сачери родился (в населённом пункте Кастелар, находящемся в провинции Буэнос-Айрес) в 1967-м году и, следовательно, мог собственными глазами – пусть и не во вполне зрелом возрасте – видеть печально известную «Грязную войну», как в Аргентине окрестили практику государственного терроризма, проводившуюся хунтами. «Вопрос в его глазах», первый роман автора, вышел из печати в 2005-м – за год до того, как Хуан Хосе Кампанелья (вообще-то успешно работавший как в Латинской Америке, так и в США) получил по специальному указу короля Хуана Карлоса I испанское гражданство. Судя по всему, это обстоятельство облегчило писателю и режиссёру (сценарий увидел свет их совместными усилиями) реализацию проекта. Успех превзошёл самые смелые прогнозы – и не только в коммерческом отношении1. В россыпи престижных наград разного калибра, включая несколько призов Гаванского кинофестиваля, повышенное внимание привлёк, безусловно, «Оскар». Особый символизм справедливо усмотрели в том, что прежде, примерно четвертью века ранее, подобной чести удостоилась драма Луиса Пуэнсо «Официальная версия» /1985/ (вариант перевода названия – «Официальная история»), также посвящённая разоблачению реакционного политического режима. Напрашивается, кроме того, предположение, что экранные перипетии не воспринимались отстранённо и в Испании, где дискуссии о франкизме по-прежнему носят далеко не академический характер.

Тайна в его глазах / El secreto de sus ojos (2009): кадр из фильма
Расследование идёт

Вступительная часть повествования, вероятно, не произведёт мощного впечатления. Поначалу фильм напоминает типичный детектив – с поправкой на то, что Бенхамин пытается по-новому, с высоты прожитых лет и накопленного личного и профессионального опыта осмыслить давние события. События, которые никак не выходят из памяти. Прекрасная Ирене, над которой время, кажется, не властно, призывает не ворошить былое, которое нельзя изменить: безвинных жертв не воскресить, и шанса поступить иначе, более мудро и смело, не представится. Действие переносится в прошлое. Поиск виновного в смерти Лилианы Колото долго не приносит плоды, процесс неимоверно затягивается – и даже старания Рикардо Моралеса, поклявшегося сделать всё, чтобы помочь найти убийцу любимой супруги, пропадают втуне. Уже начинаешь мысленно предъявлять кинематографистам претензии в излишнем – в ущерб развитию интриги – акцентировании на психологической составляющей, в некоторой мелодраматизации (Эспозито старается на выдать крепнущие чувства к коллеге, обручённой, готовящейся к свадьбе). Однако происходит нечто невероятное. Футбольные познания приятелей Сандоваля из бара (кстати, упоминаемый в диалогах клуб «Расинг» действительно является любимым у актёра Гильермо Франсельи) позволяют выйти на подозреваемого. И Хуан Хосе демонстрирует – без всякого преувеличения! – высший класс режиссуры в напряжённом (длящемся около пяти минут и снятом одним куском, без монтажных склеек) эпизоде погони за Исидоро, чудом обнаруженным на матче и пытающимся скрыться. Причём это оказывается не последним сюрпризом.

Тайна в его глазах / El secreto de sus ojos (2009): кадр из фильма
Была и романтика…

В тот момент, когда, казалось бы, добро восторжествовало и можно смело поставить точку в расследовании, авторы подбрасывают новый, неожиданный фабульный ход. В обострившихся условиях отъявленный садист и душегуб не просто выходит на свободу, но становится настолько полезным, что… получает огромную персональную власть. То, что прежде Гомес совершал в состоянии аффекта, под влиянием агрессивных импульсов, теперь вправе творить в открытую. И уже неподкупный представитель закона вынужден опасаться за свою безопасность, а в первую очередь – за жизнь женщины, которой ради её же блага так и не решается признаться в любви и предложить связать судьбы… Существует ли хоть какая-то надежда найти ответы по истечение десятилетий? Развязка потрясает. Покоряет не только эмоционально: Рикардо, скромный банковский служащий, находит силы не банально утолить жажду мести, а взять на себя тяжкую роль вершителя справедливости, раз уж пенитенциарная система не сработала, как нужно. Такой, парадоксальный поворот сюжета придаёт истории иносказательное, историософское измерение. Кампанелья и Сачери подводят к выводу, что требовать око за око – значит уподобляться приспешникам хунты, и Моралес, как ни хотел, не убедил дотошного гостя, что собственноручно расправился над мерзавцем. Однако из этого не следует, что люди готовы простить и забыть. За причинённое зло придётся нести ответственность – и моральные муки не пойдут ни в какое сравнение с физическими страданиями, не говоря уже о казни.

.

__________
1 – $34 млн. кассовых сборов (из них примерно $6,3 млн. пришлось на Соединённые Штаты) с лихвой перекрыли потраченные на копродукцию $2 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+