Техасская резня бензопилой / The Texas Chain Saw Massacre (1974)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Резня бензопилой в Техасе» / «Резня цепной пилой в Техасе» / «Техасская резня цепной пилой» (варианты перевода названия), «Техасская резня бензопилой» / «The Texas Chainsaw Massacre» (альтернативный вариант названия), «Зельц» / «Headcheese», «Кожаное лицо» / «Leatherface», «Ходячее Кожаное лицо» / «Stalking Leatherface» (рабочие названия).
США.
Продолжительность 83 минуты (новая версия – 75 минут, версия без рейтинга – 88 минут).
Режиссёр Тоуб Хупер.
Авторы сценария Ким Хенкел, Тоуб Хупер по сюжету Кима Хенкела.
Композиторы Уэйн Белл, Тоуб Хупер.
Оператор Дэниел Перл.
Жанр: фильм ужасов
Краткое содержание
Группа «хиппующих» друзей, разъезжающих по провинциальной Америке на собственном автофургоне, останавливается на ночёвку в заброшенном доме, затерянном на бескрайних просторах Техаса. С каким же удивлением и ужасом они открывают, что по соседству обосновалось семейство сущих маньяков, не одно десятилетие промышляющих убийствами и расчленением трупов заезжих путешественников. Своеобразной «звездой» фамилии является рослый и умственно отсталый громила, прозванный домочадцами «Кожаным лицом» (Гуннар Хансен), — мясник и по профессии, и по своей гнилой сущности, который почти не расстаётся с любимой бензопилой.
Также в ролях: Мэрилин Бёрнс (Салли), Аллен Дэнзигер (Джерри), Пол Э. Пертейн (Франклин), Уильям Вейл (Кёрк), Тери МакМинн (Пэм), Эдвин Нил (попутчик), Джим Сидоу (старик), Джон Даган (дедушка), Роберт Куртин (мойщик окон), Уильям Кремер (бородач), Джон Ларрокетт (рассказчик-повествователь, озв.).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 09.09.2018
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Хотелось бы сразу развеять сомнения. Вопреки расхожим домыслам (вскоре даже возникла легенда, что всё показанное на экране имело место вблизи Пота – городка, расположенного в 50 милях к югу от Сан-Антонио), в жизнестойкости которых есть заслуга и самих создателей, фильм отнюдь не был основан на фактах. В титрах упоминается, что в действительности события произошли 18-го августа 1973-го – но ведь съёмки велись с 15-го июля по 14-е августа того же (!) года. Да и Тоуб Хупер позднее поведал, что идея картины родилась, когда он стоял в нескончаемой очереди в магазине, подбирая в уме самый эффективный способ протиснуться сквозь толпу. Режиссёр лишь в незначительной степени оттолкнулся от фрагментов биографии Эда Гина – бесславного серийного убийцы из штата Висконсин. Тем не менее так ли всё это удивительно?..
Тоуб, чей возраст тогда едва достиг тридцати лет, удивил многих. От завсегдатаев «грайндхаусов» (впрочем, лента снискала отнюдь не «ограниченный» зрительский успех, с результатом $14,4 млн. прокатной платы попав в «20» коммерческих лидеров сезона) до голливудских профессионалов и даже – после долгих лет колебаний – кинокритиков. Хупер довольствовался мизерным1 бюджетом, явив не просто неизгладимое зрелище, ныне признаваемое одним из самых страшных из всех, что только были сотворены в истории кинематографа. «Техасская резня бензопилой», разумеется, способна оставить далеко позади и самые натуралистичные итальянские «джалло». Однако, скажем, пытки, демонстрируемые в жутких подробностях, в первую очередь заставляют содрогнуться всё-таки от мысли о том, что показанное – лишь ничтожная часть затянувшегося кошмара. А грим, невообразимо исказивший физиономию и главного душегуба с бензопилой в руках, и, скажем, дедушки-каннибала, намного уступает в своём воздействии трепету, внушаемому непредсказуемым поведением людей, организовавших вдали от цивилизации небольшой ад для персонального пользования. Да ещё – в знаменательный момент смены исторических вех, благодаря чему мученическая гибель дружной компании носителей идеалов «детей цветов» обретает вполне символическое звучание. Таким образом, заслуга авторов – в подведении зрителя (быть может, невольно) к осознанию той бездны, что сокрыта внутри человека. Бездны, что иногда, в отдельные периоды развития общества, выходит наружу…
Впрочем, вышеперечисленным достоинства кинопроизведения точно не исчерпываются. Съёмки в нечеловеческих условиях техасского зноя позволили добиться редкостного ощущения аутентичности, во многом как раз обеспечившего истории «Кожаного лица» правдоподобие. Эдвин Нил, сыгравший попутчика, признался, что сотрудничество с режиссёром стало для него большим испытанием, чем… пребывание на вьетнамской войне, и что он непременно прибил бы Тоуба, если б ещё раз его встретил. Вместе с тем нетривиальное (непривычно красочное) цветовое решение, обилие причудливых ракурсов и крупных планов, неординарная игра актёров и ряд иных, сугубо режиссёрских находок фактически возводят картину в разряд авангардистских кинополотен. На правах бесконтрольной резни в киноискусстве!
.
__________
1 – Кинокомпания не поскупилась и выделила на съёмки целых $83,5 тыс. (по другим данным – $300 тыс.), причём из доходов, полученных от порнофильма «Глубокая глотка» /1972/.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Материалы о фильме:
Фёдоров Александр. Кошмары по пятницам и в другие дни недели, или Маньяки-убийцы на ваших экранах // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 26. – С. 142-143.
Добавить комментарий