Тени забытых предков / Тіні забутих предків (1964)

Тени забытых предков / Тіні забутих предків (1964): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Тени забытых предков» / «Shadows of Forgotten Ancestors», «Тени наших предков» / «Shadows of Our Ancestors», «Дикие лошади в огне» / «Дикие огненные кони» / «Wild Horses of Fire» (варианты международного англоязычного названия).

СССР.

Продолжительность 97 минут.

Режиссёр Сергей Параджанов.

Автор сценария Сергей Параджанов, Иван Чендей по повести Михаила Коцюбинского.

Композитор Мирослав Скорик.

Оператор Юрий Ильенко.

Жанр: драма, исторический фильм, мелодрама

Краткое содержание
Иван (Иван Миколайчук) и Маричка (Лариса Кадочникова), хотя  и принадлежат к издревле враждующим гуцульским родам — Палийчукам и Гутенюкам, любят друг друга с детства. Однако высоким чувствам не суждено принести счастья… Отправившись на Полонину на заработки, Иван наказывает суженой дожидаться его, однако Маричка по трагической оплошности погибает.

Также в ролях: Игорь Дзюра (Иван в детстве), Валентина Глинько (Маричка в детстве), Татьяна Бестаева (Палагна), Спартак Багашвили (Юрко Мольфара), Николай Гринько (Батаг), Леонид Енгибаров (Мико), Нина Алисова (мать Ивана), Наталья Кандыба (озв. мать Ивана), Александр Гай (Петро Палийчук), Неонила Гнеповская (мать Марички), Александр Райданов (Онуфрий Гутенюк).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 19.08.2013

Авторская оценка 9/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Тени забытых предков / Тіні забутих предків (1964): кадр из фильма
Любовь…

Во второй половине 1960-х в СССР возник один из самых интересных и самобытных феноменов за всю историю отечественного кинематографа, который во многих отношениях достоин сравнения со славным монтажно-типажным направлением, покорившим мир четырьмя десятилетиями ранее. Причём, невзирая на постепенно утвердившийся в киноведении термин «пластическая школа», о школе как таковой говорить не вполне корректно. Родственные по духу или, как минимум, отмеченные созвучными эстетическими поисками картины стали появляться стараниями режиссёров, не просто обладающих несхожими стилями, но работавших независимо, в разных частях нашей необъятной державы1: от Литвы до Грузии и Армении. Речь не идёт о каком-то внезапном озарении художников, вдруг взявшихся творить наперекор сложившимся традициям и официальным идеологическим установкам, как бы ни пыталась представить явление в подобном свете либерально-диссидентская часть интеллигенции. Скорее, наоборот: работы Сергея Параджанова, а следом Витаутаса Жалакявичуса, Тенгиза Абуладзе, Леонида Осыки и других мастеров, наверное, и не могли увидеть свет в том случае, если б советское государство – как на всесоюзном, так и на республиканском уровнях – последовательно и планомерно не проводило соответствующей культурной политики. Ещё смешнее слышать утверждения об отсутствии предшественников – взять хотя бы Марка Донского, чья экранизация прозы Михаила, или Михайло, Коцюбинского («Дорогой ценой» /1958/) вызвала несомненный интерес, в том числе за рубежом.

Тени забытых предков / Тіні забутих предків (1964): кадр из фильма
Где ты, Маричка?

Собственно, обращение к одному из ключевых (опубликованному в 1912-м, примерно за год до смерти, и воспринятому в качестве своеобразного подведения итогов, творческого завещания) произведений выдающегося украинского писателя в канун его векового юбилея представлялось абсолютно логичным и оправданным. У режиссёра, зарекомендовавшего себя в глазах руководства киностудии имени Александра Довженко четырьмя предшествовавшими постановками2, не возникло особых трудностей и с цензурой, невзирая на резко усложнённый киноязык, стремительно и подчас сумбурно развёртывающееся действо. Даже появление на экране обнажённых героев (юных Ивана и Марички, радостно купающихся в лесном ручье; красавицы Палагны, уединяющейся ночью для ворожбы) не повлекло за собой требования изъять соответствующие кадры, действительно снятые деликатно и несущие важную эмоциональную нагрузку, проникнутые почти пантеистическим ощущением… Я уже не говорю о внушительном для столь новаторского и многозначного фильма успехе у публики (8,5 миллионов человек при тираже 583 копии), который, пожалуй, не менее ценен и показателен, чем резонанс, вызванный на фестивалях разного уровня3. Правда, в последнем случае не обошлось без курьёза, поскольку настойчиво курсировавшие сведения о присуждении премии Британской академией кинематографических и телевизионных искусств (BAFTA) оказались домыслами и впоследствии были официально опровергнуты, но это, конечно, частность.

Тени забытых предков / Тіні забутих предків (1964): кадр из фильма
Потомки…

В «Тенях забытых предков» наличествует сквозная сюжетная линия, помогающая публике не утратить нить рассказа о Ромео и Джульетте с Карпат, хотя вражда Палийчуков и Гутенюков получает иное развитие, чем у кланов Монтекки и Капулетти, недостижимость же ими счастья в любви обусловлена не столько социальными причинами, сколько трагической случайностью. Происками рока или, вернее, попустительством Провидения… Однако привычные принципы повествовательного кинематографа настолько основательно растворяются в бурном и неистовом, точно горная река, потоке образов и как бы стихийно возникающих символов, что на протяжении полутора часов экранного времени погружаешься в состояние оцепенения – сидишь, точно завороженный. Камера с её немыслимо витиеватыми и динамичными перемещениями (причём без эффекта лёгкого дрожания, как в «синема-верите» или много позже – в датской «Догме») прямо уподобляется человеческому глазу, лихорадочно мечущемуся и, кажется, силящемуся охватить все четыре стороны света сразу. Уже экспозиция (Олексо в последний момент спасает ценой собственной жизни младшего брата, едва не придавленного срубленным деревом) производит сильнейшее впечатление, а своей выразительностью – вкупе с точно выбранным ракурсом – заставляет вспомнить о сферической перспективе, используемой кинорежиссёрами ещё реже, чем живописцами. Тем более поразителен эпизод с обитателями селения, радующимися и торгующими всякой всячиной (по-видимому, по случаю воскресенья с непременной церковной службой), грубо прерывающийся на выходках юродивого: «Слышишь, мальчик? Нет овечки! Нет овечки!» И так далее – вплоть до неудачных попыток безутешного парня всё-таки наладить жизнь (как гласит титр, «Иван женится… надо же было обзаводиться хозяйством») и грустной, хотя и неизбежной, развязки, внезапно получающей светлое и жизнеутверждающее звучание. Причём пиршество сменяющихся пёстрых красок, передающих душевное состояние не менее ёмко, чем на полотнах импрессионистов, и изобилие находок в части монтажного и изобразительного4 решения, обогативших арсенал режиссёрских приёмов, не кажутся самодовлеющими и претенциозными – диктуемыми неуёмным воображением. Яркая форма не вступает в противоречие с содержанием, с заявленным в названии лейтмотивом фильма. В «Тенях забытых предков», вовсе не погруженных в идиллические фантазии, не уводящих в сторону от суровой и подчас жестокой житейской правды (кто останется равнодушным к судьбе матери Ивана, схоронившей мужа и шестерых детей и просящей Господа о защите сына?!), персональное видение художника неотделимо от народных традиций – подобно тому, как экранные события, хочется сказать, насквозь пропитаны гуцульскими мелодиями. История возлюбленных, встретившихся после долгой разлуки и обрётших упокоение на небесах, потому и волнует, что осталась увековеченной в памяти людей… Дорогого стоит! Но, знакомясь с поздними, иными (во многих отношениях противоположными) по манере картинами Параджанова, при всём богатстве визуальной культуры воспринимающимися неоднозначно, порой – превращающимися в сущую эстетическую пытку, невольно ловишь себя на мысли, что уроки его вершинного достижения гораздо лучше усвоил Юрий Ильенко, вскоре подавшийся в режиссуру, оставив профессию оператора.

.

__________
1 – Единомышленники, к слову, появились и в братских социалистических странах («Маркета Лазарова» /1967/, «Скупщики перьев» /1967/).
2 – Правда, им самим ценившимися невысоко и чуть не ставшими, по воспоминаниям современников, причиной острого кризиса среднего возраста.
3 – От Киева до Мар-дель-Плата, Аргентина, и греческих Салоников.
4 – Врезающиеся в память образы огненно-красных (заснятых на инфракрасную плёнку) коней, вестников гибели, даже вдохновили на новый – англоязычный – заголовок.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Дзюба Иван. Открытие или закрытие «школы»? // Искусство кино. – 1989, № 11. – С. 60-82.
Отвечаем на вопросы // Ровесник. – 1968, № 2. – С. 18-19.
Соловьева Инна, Шитова Вера. Накопление устойчивости // Искусство кино. – 1989, № 11. – С. 83-91.
Шмыров В. Сергей Параджанов // Видео Дайджест. – 1989, № 1. – С. 53-55.
Дуларидзе Тамара. Тени забытых гонений // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 64-67.

Материалы о фильме (только тексты) 

Pages: 1 2 3 4 5 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+