Тени забытых предков / Тіні забутих предків (1964)

Шмыров В. Сергей Параджанов // Видео Дайджест. – 1989, № 1. – С. 53-55.

Сергей Параджанов

Имя Сергея Иосифовича Параджанова — самое загадочное в советском кино. Его фильмы с неизменным успехом демонстрируются на крупнейших кинофестивалях вместе с О. Иоселиани (по опросу ста кинокритиков мира) он вошел в «двадцатку» крупнейших режиссеров мировой кинематографии, совсем недавно его новый фильм «Ашик-Кериб» был удостоен премии «Феликс» (это своего рода европейский «Оскар», который вручается с 1988 года). Однако мировое признание не делает творчество С. Параджанова доступным большинству зрителей в его собственной стране.

53

Печать загадочности лежит уже на самих параджановских фильмах. Точнее, даже их следовало бы называть не фильмами, а изысканными фресками, перелагающими древние предания и легенды на язык живописи, положенной на пленку. Именно поэтому обычный сюжет для Параджанова становится только поводом, позволяющим растянуть во времени утонченные композиции, в которых цвет, предметы, расположение фигур неизменно наделены символическим значением.

Художник, коллекционер, искусный ремесленник, творящий Прекрасное своими собственными руками, Сергей Параджанов ведет жизнь художника, не слишком считающегося с «мирскими» представлениями о норме. Драматические коллизии его судьбы, наверное, в равной степени дают основание и для возвышенного философского трактата, и для криминального романа.

Бурный успех пришел к режиссеру в 1964 году во время триумфального шествия по экранам мира фильма «Тени забытых предков». Следующий фильм Параджанова, снятый пять лет спустя, этой возможности был уже лишен. Перемонтированный, с измененным названием (вместо «Саят-Нова» — по названию армянского национального эпоса — «Цвет граната»), этот фильм вышел на экран всего в нескольких копиях и фактически был не замечен прессой. Должно было пройти пятнадцать трудных лет, прежде чем один из крупнейших кинорежиссеров мира, о котором все эти годы не раз писали на Западе, смог вернуться в кинематографию. В наши дни Параджановым поставлено два фильма, последний из которых — «Ашик-Кериб» (по мотивам М. Ю. Лермонтова) — скоро появится на экранах.

Фильмография
1951 «Андриеш».

1960 «Первый парень».
1962 «Цветок на камне».
1964 «Тени забытых предков»+ (соавтор сценария; гл. приз на I МКФ в Риме, приз на V МКФ в Мар-дель Плата, спецприз на II Всесоюзном кинофестивале в Киеве и др.).
1909 «Цвет граната»+ (автор сценария и художник).

_______
+ помечены фильмы, которые можно найти в действующем видеофонде.

54

1984 «Легенда о Сурамской крепости»+ (совм. с Д. Абашидзе; спецприз на II МКФ в Трое и др.).
1988 «Ашик-Кериб» (совм. с Д. Абашидзе; премия «Феликс» за изобразительное решение).

Кроме этих картин, С. Параджановым в разные годы поставлено несколько документальных и научно-популярных фильмов.

В. Шмыров

55

Pages: 1 2 3 4 5 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+