Терминатор 2: Судный день / Terminator 2: Judgment Day / Terminator 2 – Le jugement dernier (1991)

Джексон Дэвид. Компьютерная магия // Ровесник. – 1993, № 2. – С. 27.

КОМПЬЮТЕРНАЯ МАГИЯ

Дэвид ДЖЕКСОН, американский журналист

В прошлом году на приз Американской академии киноискусства в области видеоэффектов претендовали три фильма: «Крюк» (с феей Тинкербелл, созданной в мастерской «Индустриальный свет и магия», или сокращенно ИСМ), «Обратная тяга» (превосходное неистовство огня, сотворенное опять-таки в ИСМ) и «Терминатор 2: Судный день», в котором та же ИСМ потрясла всех киборгом из жидкого металла. Жюри встало перед трудным выбором – определить, что лучше: ИСМ, ИСМ или же ИСМ? В итоге «Оскар» за видеоэффекты достался ИСМ за «Терминатора 2».

Главный специалист ИСМ Денис Мурен был встречен на торжественной церемонии как старый знакомый – ведь это был его седьмой по счету «Оскар». Мурен и его подручные – настоящие маги компьютерной графики, правда, их магические круги – это экраны дисплеев, а волшебные заклинания – новые программы. Но рождаются-то все равно чудеса.

Киноэффекты оставались неизменными почти сто лет. И вдруг они изменились – разом. Первым опытом в использовании новой техники был фильм студии «Уолт Дисней» «Трон», где действие происходит внутри электронной игры. Но настоящей сенсацией в мире киноискусства стал фильм «Ива» (1988 год), в нем лежащий тигр с помощью компьютерной графини медленно превращается в спящую женщину. Теперь такие экранные метаморфозы уже не в диковинку. Студия «Пасифик Дэйта Имид-жиз», один из немногих конкурентов ИСМ, сделала тот самый калейдоскоп лиц, который так поражает нас в клипе Майкла Джексона «Черное или белое». «Пасифик» известна и другими примерами видеомагии: это здесь превратили машину в бегущего тигра для рекламного ролика компании «Экксон», а лицо мужчины – в упаковку лезвий «Шик».

Но индустрия развлечений – это лишь малая область применения компьютерной графики. Например, некоторые больницы уже используют компьютерные программы трехмерного изображения, чтобы хирурги могли шаг за шагом «отрепетировать» операцию. А полиция с помощью компьютера может примерно «вычислить», как многие годы спустя будет выглядеть пропавший ребенок…

Маги из ИСМ способны не только создавать новую реальность на экране, но и с помощью «компьютерной косметики» подчищать существующую. Например, когда в фильмах герои летают, актеров просто подвешивают на проволоке, а затем, уже на пленке, проволоку стирают вручную, кадр за кадром. Теперь же проволока, которая поддерживала Джулию Робертс, сыгравшую роль Тинкербелл, была стерта при помощи компьютера. Для фильма «Воспоминания человека-невидимки» компьютер «вынул» сыгравшего главную роль актера Чеви Чейза из костюма, а затем заполнил образовавшуюся пустоту соответствующим фоном.

Однако все это – детские игрушки по сравнению с тем, что предстоит сделать мастерским ИСМ для нового фильма Стивена Спилберга «Пари Юрского периода» – там невесть откуда взявшиеся динозавры наводят ужас в парне отдыха. Громадных механических чудовищ для фильма собирают в павильонах студии «Стэн Уинстон», затем их снимут в движении, изображение преобразуют в компьютерный код, чтобы наложить его потом на эпизоды, отснятые с актерами-людьми. Спилберг мечтает добиться в фантастических сценах максимального реализма, и, как считает Мурен, эта задача посложнее, чем преобразование шахматных квадратов пола в фигуру киборга из «Терминатора 2».

«И это – только первое поколение компьютерных спецэффектов, – уверяет Мурен. – Мы еще создадим такие образы, которых никогда не было ни в жизни, ни на экране». Мурен пытается добиться того, что он называет «физическим реализмом»: он не хочет, чтобы спецэффекты были игрушкой, которой забавляется режиссер и вокруг которой вращается весь сюжет. Напротив, он мечтает сделать спецэффекты настолько реалистичными, настолько правдоподобными, чтобы зрители даже не замечали их. «Я еще не знаю, насколько далекий путь нам предстоит. Все упирается в то, насколько реальна сама реальность».

Его коллега по ИСМ, художник-компьютерщик Уильямс, не скрывает оптимизма: «Мы вторглись во владения природы. Мы можем изобразить траву, обдуваемую ветерком, воду, покрытую рябью… Но мы только начинаем опыты с изображением человека в компьютерной графике». В настоящее время эксперты по спецэффектам ломают голову над тем, как сделать кожу компьютерных людей похожей на настоящую. И, как признается Уильямс, «волосы тоже проблема. Но ничего, – добавляет он, – подождите. «Хомо компьютерис» – двигающийся и выглядящий как реальный человек – он еще будет. Нет ничего невозможного».

В этом есть даже нечто пугающее: уже начинают поговаривать о фильме с участием компьютерной Мерилин Монро. Уильямс предсказывает: «Давно умершие президенты, образы которых восстановят компьютеры, будут выступать по телевидению со «своими» речами. Актеры, умершие пятьдесят лет назад, запросто будут сниматься в новых фильмах вместе с актерами современными. Мы сможем даже создавать компьютерных актеров сами – представьте себе эдаких покладистых ребят, которым не нужно платить ни цента! И так будет. И, – Уильямс обводит взглядом лабораторию ИСМ, – скорее всего это произойдет здесь».

Однако Уильямс признает, что компьютерная графика – это еще не все. Лучшие в мире компьютеры не обязательно будут производить лучшие в мире фильмы: «Ведь это всего лишь новая, более совершенная форма карандаша. В руках человека, который не умеет рисовать, и компьютер будет простой железкой».

Верховный маг ИСМ Денис Мурен мечтает научить рисовать весь мир: «Я хочу, чтобы за это взялись дети. Пусть каждый думает: «Ого! Если это может делать он, то и я смогу!»

Но зачем это нужно ему, волшебнику кинематографа?

«А чтобы они выросли и могли делать классные фильмы. Чтобы мне было что смотреть, когда состарюсь».

Перевел с английского Д. ДЕНИСОВ

27

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Яндекс.Метрика Сайт в Google+