Тесные контакты третьей степени / Close Encounters of the Third Kind (1977)

Тесные контакты третьей степени / Close Encounters of the Third Kind (1977): постерПолнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).

Другие названия: «Тесные контакты третьего вида» / «Тесные контакты третьего рода» / «Близкие контакты третьей степени» (варианты перевода названия), «ТК3С» / «CE3K» (краткое информационное название), «Тесный контакт третьей степени» / «The Close Encounter of the Third Kind» (рабочее название), «Специальное издание: Тесные контакты третьей степени» / «The Special Edition: Close Encounters of the Third Kind» (название при повторном выпуске), «Следи за небом» / «Watch the Skies» (рабочее название).

США.

Продолжительность 137 минут.

Режиссёр Стивен Спилберг (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Авторы сценария Стивен Спилберг (номинация на «Золотой глобус»), а также (все без указания в титрах) Хэл Бэрвуд, Джерри Белсон, Джон Хилл, Мэттью Роббинс.

Композитор Джон Уильямс (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Оператор Вилмош Жигмонд (премия «Оскар»).

Специальную премию «Оскар» получил Фрэнк Э. Уорнер (монтаж звуковых эффектов).

На «Оскар» также номинировались: Джо Элвес, Дэниэл Э. Ломино, Фил Эбрамсон (художники-постановщики), Роберт Кнудсон, Роберт Гласс, Дон МакДугалл, Джин С. Кантамесса (звук), Майкл Кан (монтаж), Рой Арбогаст, Дуглас Трамбалл, Мэттью Юрисич, Грегори Джейн, Ричард Юрисич (визуальные эффекты).

Жанр: драма, научная фантастика

Краткое содержание
Рой Нири (Ричард Дрейфус), рядовой американец, вполне счастливый муж и отец троих детей, становится сам не свой после того, как оказался свидетелем посещения Земли неопознанным летающим объектом. Непонятное, но непреодолимое стремление найти что-то, переполнившее чашу терпения благоверной Ронни (Тери Гарр), приводит его на монумент Девилз-Тауэр. Как и новая знакомая Роя Джиллиан Джайлер (Мелинда Диллон, номинация на «Оскар»), чей сын Бэрри (Гэри Гаффи) пропал без вести во время инцидента, Нири становится участником уникального события — первого официального контакта пришельцев с людьми, проходящего под руководством французского учёного Клода Лакомба (Франсуа Трюффо).

Также в ролях: Боб Балабан (Дэвид Лофлин), Дж. Патрик МакНамара (руководитель проекта), Уоррен Дж. Кеммерлинг (Дикий Билл), Робертс Блоссом (фермер), Филипп Доддс (Жан Клод), Шон Бишоп (Брэд Нири), Эдриенн Кэмпбелл (Сильвия Нири), Джустин Дрейфус (Тоби Нири), Лэнс Хенриксен (Роберт), Меррилл Коннэлли (руководитель команды), Джордж ДиЧенцо (майор Бенчли), Джин Дайнарски (Айк), Мэри Гэфри (миссис Харрис), Джозеф Соммер (Ларри Батлер), Карл Уэзерс (служащий военной полиции).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 25.09.2015

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Тесные контакты третьей степени / Close Encounters of the Third Kind (1977): кадр из фильма
Рой докопается до истины

«Тесные контакты первой степени – созерцание НЛО. Тесные контакты второй степени – физические доказательства. Тесные контакты третьей степени – общение. МЫ НЕ ОДИНОКИ», – с пафосом провозглашает рекламный слоган, раскрывая источник вдохновения авторов – классификацию, предложенную известным исследователем Джозефом Алленом Хайнеком в книге «Опыт НЛО: научное изучение» /1972/. Тем не менее рабочим названием фильма был вариант «Watch the Skies», то есть «Следи за небом», – этим тревожным призывом, помнится, завершался научно-фантастический триллер «Нечто из иного мира» /1951/ (кстати, Джон Карпентер совсем скоро осуществит римейк): сотрудник лаборатории в Арктике, чудом оставшийся в живых в схватке с агрессивным инопланетянином, с такими словами выходил в радиоэфир. Стивен Спилберг, полностью собственноручно1 переработавший сценарий Пола Шредера, поступил чрезвычайно хитроумно и прозорливо, выстроив действие по законам жанра, в котором добился исключительного успеха накануне. Большую часть повествования напряжение неуклонно растёт, заставляя аудиторию изрядно понервничать за судьбу похищенного ребёнка и в не последнюю очередь – за сознание самого Роя, чьё весьма и весьма странное поведение не случайно внушает тревогу Джиллиан. Тем более что и сам Нири не в силах постичь причину зреющей одержимости, непрестанно вылепливая, рисуя, вычерчивая странный образ, что-то напоминающий – но вот что?.. Эпизод, когда неразумный Бэрри радостно кидается, к ужасу матери, навстречу ослепительно яркому свету, осиявшему их дом, и… пропадает без следа, можно смело причислять к ярчайшим примерам сотворения саспенса.

Тесные контакты третьей степени / Close Encounters of the Third Kind (1977): кадр из фильма
Навстречу братьям по разуму

Остроумное драматургическое решение позволило постановщику решить по меньшей мере две важнейшие задачи. Во-первых, отлично проявляет себя сугубо зрелищная составляющая, о которой, к сожалению, нередко забывают спилберговские последователи и подражатели. Во-вторых же, автор словно обращается к самому предвзятому, самому запуганному зрителю в зале, предельно осторожно убеждая его отказаться от чересчур агрессивных и опасных стереотипов. Стивену-то ближе всего искания дрейфусовского2 Роя, от безотчетной тяги к чему-то неясному в итоге приходящего к стремлению к общению с братьями по разуму – и к открытию тайн Вселенной. Но он не мог не понимать, что подавляющее большинство нуждается в интеллигентном и чутком наставнике. Приглашение Франсуа Трюффо, образом месье Лакомба отдавшего дань уважения соотечественнику – учёному Жаку Валле, видится ещё удачнее из-за возникающих ассоциаций с произведениями самого французского кинематографиста. К тому же, Спилберг искренне старается сохранить объективность, моделируя – художественными средствами, максимально приближенными к научным – ситуацию, как если бы долгожданный контакт, наконец, установился. Установился здесь и сейчас. Национальный монумент Девилз-Тауэр, расположенный в «глубинке» Соединённых Штатов, – как современный аналог величественных египетских пирамид, имевших, согласно популярной гипотезе, непосредственное отношение к посещениям нашей планеты представителями великих внеземных цивилизаций.

.

__________
1 – Правда, с привлечением нескольких своих учеников, включая Мэттью Роббинса, в будущем – постановщика ещё более доброй уфологической картины «Батарейки не прилагаются» /1987/.
2 – Говорят, что актёр получил партию чудом – после того, как от предложения по разным причинам отказались Стив МакКуин, Джин Хэкмен, Дастин Хоффман и Джек Николсон.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
ПОХИЩЕНИЕ, которое не состоялось, или контакты со Спилбергом четвертой степени // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 5. – С. 18.
Брагинский А. Новые песни о «фабрике грёз»… // Экран. – 1993, № 3. – С. 2-3.
Капралов Георгий. Сказочник XX века // Фантакрим MEGA. – 1991, № 5. – С. 68-70.
50 лучших фантастических фильмов // Видео-Асс Известия. – 1998, № 01 (36). – С. 20-22.

Материалы о фильме (только тексты) 

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+