Тэцуо – железный человек / Tetsuo (1989)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Тэцуо» / «Тецуо» / «Тэцуо, железный человек» (варианты перевода названия), «Тэцуо: Железный человек» / «Tetsuo: The Iron Man», «Железный человек» / «The Ironman» (международные англоязычные названия).
Япония.
Продолжительность 67 минут.
Режиссёр Синъя Цукамото.
Автор сценария Синъя Цукамото.
Композитор Тю Исикава.
Операторы Синъя Цукамото, Кэй Фудзивара.
Жанр: фильм ужасов, научная фантастика
Краткое содержание
Странный человек, фетишист металла (Синъя Цукамото), имплантирует себе в бедро ржавый кусок железа. Это приносит неожиданные плоды — не заражение крови или гниение костей, но странную мутацию организма. Судьбе суждено свести фетишиста в схватке с другим таким же железным человеком (Томорово Тагути), едва не сбившим его автомобилем во время романтической поездки с женщиной (Кэй Фудзивара).
Также в ролях: Нобу Канаока (женщина с когтями), Рэндзи Исибаси (бродяга), Наомаса Мусака (доктор),
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.08.2024
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
По сравнению с этим скромным, снятым в чёрно-белом изображении и не очень долгим по хронометражу фильмом худшие кошмары сюрреалистов и прочих авангардистов первой половины XX столетия, сублимированные на живописные полотна и целлулоидную плёнку, покажутся детским лепетом, а их же восторги величественными, пронзительными индустриальными симфониями – наивными до ужаса. В своей полнометражной картине двадцатидевятилетний Синъя Цукамото, расширивший и углубивший замысел короткометражки «Странное существо постоянного размера» /1986/, выразил, наверное, все известные ему фобии и мании урбанизировнного человека, замершего в ожидании Миллениума. Это только такие, скажем мягко, нестандартные личности, как одержимый Фетишист металла, с редкостным фанатизмом изображённый самим постановщиком, с неописуемым восторгом окунаются в пучину боли, даруемой процессом киборгизации, воспетым фантастами. А со стороны, в том числе – в восприятии его антипода, отвратительные метаморфозы с телом которого доводят до эротического экстаза любимую, все они воспринимаются в лучшем случае плодом безнадёжно больной психики. Проекцией глубочайших экзистенциальных страхов, гложущих душу закомплексованного горожанина. Безостановочным потоком сознания, инфицированного вирусом тяги к железу1. Всплесками колоссальной деструктивной энергии, направленной сперва на разрушение собственного внутреннего мира, а в довершение – безграничной Вселенной. И так далее, и тому подобное.
Словом, всего-то и надо, что перебороть себя, подавить вполне естественное чувство отвращения к разыгрываемому зрелищу, а прежде всего – ни в коем случае не поддаться навязываемому чувству всеохватной безысходности, многократно усиливаемому мрачным, дёрганым визуальным рядом и тяжёлой музыкой в стиле «индастриал». И вот тогда действительно появится шанс оценить своеобразие произведения, являющегося кошмарным порождением кошмарного времени, каким его видит автор. Оговорка принципиальна, поскольку Цукамото отличается от своих эстетических предшественников2 не только степенью концентрации всего самого мерзкого и жуткого на секунду экранного времени. Отдельные детали выдают всё-таки язвительное отношение автора к разыгрываемому им «железному балагану». «Тэцуо – железный человек» оборачивается ещё и ядовитой, испепеляющей пародией на бесчисленные научно-фантастические произведения, пророчествующие (и зачастую банально спекулирующие) на тему неизбежного слияния человека и машины. На Западе фильм мгновенно получил название, как у популярного комикса. Но особую актуальность картина сохраняет именно для Японии, художники которой, в первую очередь – некоторые творцы манги и аниме, проявили здесь исключительное упорство.
.
__________
1 – Тем более что это слово обросло множеством разных смыслов.
2 – А заодно, допустим, отечественных «некрореалистов», которые беспросветностью своего творчества не уступят Синъе.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Добавить комментарий