THX 1138 / THX 1138 (1971)

Эшпай В. Джордж Лукас // Видео Дайджест. – 1990, № 04. – С. 42-43.

ЗЕМНЫЕ НЕБОЖИТЕЛИ

ДЖOPДЖ ЛУКАС

Спилберг и Лукас называют себя «Мувибратс» – нечто среднее между «кинобратьями» и «киноотродьем». Между ними действительно много общего. Оба мультимиллионера – застенчивые люди, одевающиеся в «обычную» одежду (в пику расфуфыренному Голливуду), оба лишены традиционных амбиций киноэлиты, более того, вообще удалились от голливудской светской суеты. Оба они в детстве и юности были застенчивыми, мечтательными ребятами из американской провинции. (Конечно, американская провинциальная Калифорния – не Урюпинск.)

Возможно, именно эта мечтательность и некоторая отрешенность от мира послужила основой их киностилей.

Джордж Лукас родился в небольшом городке на юге Калифорнии, закончил кинофакультет университета Южной Калифорнии (вместе с десятками других ныне знаменитых кинематографистов). Первый его коммерческий фильм «ТНХ 1138», спродюсированный Фрэнсисом Фордом Копполой за 750 тысяч долларов и основанный на его же, Лукаса, одноименном студенческом фильме (получившем приз на национальном фестивале студенческих лент), не принес ему финансового успеха, хотя был благосклонно принят критиками. «ТНХ 1138» – киноантиутопия в духе Замятина – Хаксли – Оруэлла, хорошо придуманная и элегантно снятая. Финансовая неудача, однако, Лукасу не понравилась: «После «ТНХ» я понял, что должен делать кино, которое дает прибыль, либо идти читать книжки. Мне не хотелось тратить энергию за 3000 долларов… мне не хотелось, чтобы меня содержала жена… и поэтому я решил сделать рок-н-ролльно-автомобильный фильм». Этим фильмом стали «Американские граффити» – один из первых фильмов ретро, где в качестве невозвратного прошлого фигурируют уже не тридцатые-пятидесятые, а начало шестидесятых годов. (Один американский критик назвал фильм «фреской о временах невинности».) Это почти автобиографический фильм; Лукас замечает, что черты его индивидуальности проступают в характерах сразу трех героев картины: неловкого, несчаст-

42

ного Тода (Чарли Мартин Смит), страстного гонщика (Поль ЛеМат)и любопытствующего, живого подростка (Ричард Дрейфус). И только с уверенным в себе, безмятежным старостой класса (Рон Хоуард) у молодого Лукаса не было ничего общего.

В этом фильме проявилась принципиальная черта стиля Лукаса: идеализация действительности, отношение к ней как к сказке, в данном случае утраченной. По если сказка утрачена – кино на то и существует, чтобы ее реконструировать, воскресить. И поэтому его обращение к фантастике (правда, принципиально им переосмысленной) было совершенно естественным. Ведь его следующий, самый знаменитый фильм «Звездные войны» (1977) – своего рода классика кино эпохи «хайтека» (высокой технологии) но сути дела, всего лишь модифицированная посредством новейшей электроники традиционная американская киномифология с некоторой долей неоконсервативного патриотизма. И вместе с тем сказочный элемент с его «манихейством» – миром, разделенным на черное и белое, на враждующие империи: одну безукоризненно позитивную («белую»), другую, несущую абсолютное зло («черную»), – является в этом фильме доминирующим. Фильм пользовался невероятным успехом: очевидно, Лукас попал в какие-то точки в самосознании американцев, определяющие их миро-чувствование, их духовность.

Характерно, что в Европе к картине отнеслись прохладно: что это там взрослые американцы сходят с ума от какой-то детской сказки? (Между прочим, не вина Лукаса, что администрация Рейгана использовала название фильма для пропаганды своей космической программы, – режиссер даже пытался судиться с ней но поводу нарушения авторских прав.)

После «Звездных войн» Лукас практически прекратил заниматься режиссурой. Сам он объясняет это так: «Не люблю режиссуру… не люблю этих постоянных контактов с капризными актерами… режиссура – это постоянные эмоциональные срывы, это страшно тяжелая работа по двенадцать, шестнадцать часов в день без выходных. Я понял, что режиссура опасна для моего здоровья».

Его основное занятие с тех пор – продюсерство, написание сценариев и руководство постановками. Он написал сценарий и продюсировал в своей фирме «Лукас фильм» знаменитый боевик С. Спилберга «В поисках утерянного ковчега». Руководил постановками завершающих фильмов космической одиссеи: «Империя наносит ответный удар» (1980, реж. Ирвинг Кершнер) и «Возвращение Джидая» (1983, реж. Ричард Маркан). Помог Спилбергу закончить трилогию об искателе приключений, рисковом археологе Индиане Джонсе («Индиана Джонс и Храм судьбы», 1984 и «Индиана Джойс и последний крестовый поход», 1989). Дал возможность своему старому другу сценаристу Уилларду Хьюку снять «Утенка Говарда» (1986).

Кроме основной фирмы «Лукас фильм», он организовал фирму «Индустриальный Свет и Магия», специализирующуюся исключительно на компьютерных спецэффектах, а также исследовательскую фирму, фактически научно-исследовательский институт «Спрокет системс» (фирма несла некоторые убытки до тех пор, пока не подписала контракт со знаменитой фирмой «Атари» по программному обеспечению компьютерных игр). Фирма «Индустриальный Свет и Магия» была создана для обеспечения спецэффектов «Звездных войн», но затем проделала аналогичную работу дли таких фильмов, как «Звездный путь», «Трона Хана», «Полтергейст», «И. Ти…» и других.

В. ЭШПАЙ

43

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+