Титаник / Titanic (1997)

Армагеддон или Ноев ковчег? // Видео-Асс Известия. – 1998, № 02 (37). – С. 9.

АРМАГЕДДОН ИЛИ НОЕВ КОВЧЕГ?

Сумма цифр, составляющих год, когда затонул «Титаник», равняется 13. Однако и в горделивом названии океанского лайнера содержится невольная отсылка к катастрофам, поскольку по греческой мифологии титаны – это «боги первого поколения, рожденные землей Геей и небом Ураном» или «архаические боги, олицетворяющие стихии природы со всеми ее катастрофами. Титаны не ведают разумности, упорядоченности и меры, их орудие – грубая сила… Побежденные титаны были низринуты в тартар, где их стражами стали сторукие… Первобытная дикость титанов уступает место героизму и мудрой гармонии космоса олимпийского периода греческой мифологии…» (из статьи А.Ф.Лосева в «Мифологическом словаре»).

В этом смысле диалектическая сущность краха «Титаника» не только свидетельствует о наступлении катастрофического XX века (именно после этого пока еще не всемирного потопа начались более эсхатологические общественные катаклизмы, вроде бы знаменующие грядущий Армагеддон, то есть битву на исходе времен» – две мировые войны, несколько губительных революций, появление атомной бомбы, авария в Чернобыле и множество не столь масштабных потрясений для человечества). Как ни парадоксально, но гибель «Титаника» в какой-то степени предвосхищает счастливый исход для тех, кто спасется на Ноевом ковчеге.

С.С.Аверинцев в том же «Мифологическом словаре» отмечает: «Ной – популярный персонаж раннехристианского искусства, являющий вместо с тремя отроками, Даниилом среди львов и другими аналогичными фигурами идеальный пример бодрого доверия к Богу в самом средоточии непреодолимой катастрофы. Ковчег, принимающий себя спасаемых среди гибнущего мира, – для христиан выразительный символ назначения церкви». Любопытно, что престарелый Ной, получивший предупреждение Бога о том, что люди будут наказаны за свое развращение, «упустил случай молить Бога о спасении человечества от погибели; наученные примером Ноя праведники в последующем молились о спасении грешников, как Авраам – о спасении жителей Содома, а Моисей – о помиловании своего народа. Впрочем, не выступив предстателем за грешных современников, Ной предупреждал их о предстоящем потопе (сюда восходит представление о пророческом достоинстве Ноя и даже, по некоторым версиям, затягивал строительство ковчега, чтобы у них было время покаяться». И, между прочим, уже после случившейся катастрофы, согласно «завету» Бога с Ноем, гарантируется невозможность в будущем всемирного потопа (Быт., 9, 11). Кроме того, Ной – первый из «праотцев», который совершает жертвоприношение (приносит жертву всесожжения), после чего «как прародитель будущего человечества» и «как новый Адам» получает для начала то же благословение, «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 9,1, ср. с 1, 28).

Таким образом, в этом мифологическом свете гибель в начале XX века «Титаника» (его три пассажирских класса отвечают «тройственному по вертикали членению мироздания», как и три яруса Ноева ковчега) должна восприниматься не как однозначная трагедия, а в качестве полисмыслового символа грядущего преображения и возрождения (кстати, знамением сею мосле всемирного потопа объявляется радуга – Был. 9, 12-17). Очистительное искупление после этого вынужденного жертвоприношения явится для желающих спастись впредь примиряющим с Богом знанием того, что возможно спасение посреди гибнущего мира. Точно так же и Апокалипсис, зачастую рисуемый как «конец мира», означает спасение для праведников, остающихся после Страшного Суда по правую руку от Судии (между прочим, «Титаник» ударился об айсберг правым бортом, но с точки зрения надстоящего, то есть сверху с небес, правая сторона окажется слева).

Наконец, если вернуться к образам титанов, надо непременно вспомнить, что, вступив в брак между собой, они породили новое поколение Богов, среди которых (от союза титаниды Мнемосины и Зевса, сына титана Кроноса) были также и девять муз. А кино – это, по сути, искусство XX века, названное «десятой музой», выглядит запоздалым незаконнорожденным ребенком греческих титанов, внуком Кроноса, которого «народная этимология сблизила… с наименованием времени – Кроносом» (А.Ф.Лосев). Кинематограф, запечатлевающий и сохраняющий время, действительно представляется современным Хроносом. А вновь и вновь появляющиеся фильмы о «Титанике» – как постоянное напоминание о цене спасения всего человечества. Может быть, кино – это новый Ноев ковчег?!

9

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+