Титаник / Titanic (1997)

Александровский Леонид. Унесённые водой // Видео-Асс Известия. – 1998, № 02 (37). – С. 4-5.

Унесённые водой

Этот раздел журнала посвящен гибели «Титаника», произошедшей более 80 лет назад. Мы рассказываем о многих фильмах, посвященных этому трагическому событию, в том числе о последнем блокбастере Кэмерона, об актерах, сыгравших в этом и более ранних фильмах на ту же тему. Вещи, поднятые из глубин, реальные факты крушения, версии – некоторые из которых на грани фантастики – все это «Титаник»: и легенда, и предостережение, и символ многого того, что стоит за рамками фильма и происходит и на земле, и в небе, и в человеческом обществе.

4

Любопытна тенденция современного кино, в котором симуляция реальности столь же дорогостоящее дело, как и организация реальности. Говорили, что на деньги, потраченные Фрэнсисом Копполой на «Апокалипсис сегодня», можно было вести вьетнамскую войну несколько лет, а бюджета, выкачанного Леосом Караксом из многочисленных разоренных им продюсеров во время долголетних съёмок «Любовников с Понт-Неф», вполне хватило бы на строительство нескольких мостов в Париже.

Нет ничего особенно удивительного также и в том, что грандиозная катастрофа начала XX века реанимирована ближе к его {и тысячелетия) концу, когда традиционно усиливаются апокалиптические настроения и предчувствия, тем более в информационно перенасыщенном мировом сообществе наших дней. Крушение «Титаника» стало весьма впечатляющим эпиграфом к всевозможным катаклизмам столетия, которое, как справедливо считают некоторые, началось вместе с первой мировой войной. В каком-то смысле, пассажиры «Титаника» в совокупности представляли спрессованную модель глобального человеческого общества, обреченного в ближайшем будущем на радикальнее перемены в основах жизнеустройства.

Было бы неплохо, если бы затраченные продюсерами деньги ушли не только на подробную реконструкцию трюмов и отсеков легендарного корабля и на оплату услуг лукасовской фабрики спецэффектов Industrial Light & Magic, но и на детальную прорисовку универсального социального среза, который представляли

Снимавшийся у берегов Мексики и Канады «Титаник» венчает собой многочисленную кинопродукцию собственно о корабле (радостно было обнаружить среди лент, посвященных этой теме, даже «Оргии Титаника»), так и новый обвал фильмов-катастроф конца 90-х («Пик Данте», «Вулкан» и др.) вкупе с разнообразными картинами, действие которых ограничено палубами корабля (или другого плавательного транспортного средства) со всей вытекающей отсюда драматургией, неизбежным саспенсом замкнутого пространства и неминуемо возникающим на поверхности сюжета символизмом самой ситуации. Среди напрашивающихся примеров – и «Аталанта» Жана Виго, и «Корабль глупцов» Стенли Крамера, который смоделировал политический катаклизм – приход нацистов к власти в 1933 году, и «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна с символикой корабля как метафоры – носителя революционного взрыва, и феллиниевский «И корабль плывет…», избыточно символическая притча о катастрофе мира эпохи модерна, – сметенного первой мировой войной.

Хотя «Титаник» Кэмерона следует другой архетипической модели из истории золотого века голливудского большого кино, а именно формуле: двое на фоне крушения (корабля, старого мира). Речь идет, естественно, об «Унесенных ветром», суперкассовом блокбастере Виктора Флеминга почти шестидесятилетней выдержки, собирающем и сейчас во время повторных выпусков на экран миллионные прибыли. Именно этому эталону коммерческого кино решил, судя по всему, следовать Джеймс Кэмерон, приблизив продолжительность своего «Титаника» (194 минуты) к почти четырехчасовой длине «Унесенных ветром». В ролях двух влюбленных на фоне апокалипсиса – Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет, звезды «поколения X» (этим Ромео и Офелии из недавних шекспировских экранизаций по двадцать с небольшим). Среди актеров, изображающих других пассажиров, – Билли Зейн, Кэти Бэйтс, Дэвид Уорнер, Билл Пэкстон и другие. Надо полагать, обязанная оправдать рекордный бюджет картина станет одной из самых грандиозных в суперзрелищном кино 90-х. И будем надеяться, что воистину титанические расходы и усилия режиссера и съемочной группы не пройдут даром, и «Титаник»-фильм не потонет (подобно своему реальному предшественнику) в мировом прокате.

Леонид АЛЕКСАНДРОВСКИЙ

5

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+