Титаник / Titanic (1997)

Борев Владимир. Титаник – не корабль и не фильм. Это про нас // Видео-Асс Известия. – 1998, № 02 (37). – С. 1.

ТИТАНИК – не корабль и не фильм. ЭТИ ПРО НАС

Всем жителям исчезнувшей супердержавы СССР близки и понятны мысли и чувства пассажиров «Титаника». В России это будет самый кассовый фильм.

Век подходит к концу. В России, не сумев построить самый большой Дворец Советов, взорвали, поплакали-поплавали, а затем из бетона, как из пепла, возродили самый большой Храм. Это разрушение великого. создание грандиозного, по сути – топтание на месте.

Возвращение на круги своя длится дольше века. Кто-то вновь мечтает о бассейне, а кто-то упрекает православных строителей первого храма за снос старообрядческого монастыря, стоявшего там ранее. И ратует за его реставрацию.

На Третьем съезде кинематографистов России ругали и кляли тех, кто на Пятом съезде кинематографистов СССР делал демократическую революцию, требовал свободу и отказ от цензуры. Сегодня киномэтры стонут по госзаказу, дотациям и идеологии державности. Время брежневского застоя почти признали «золотой эрой», годами стабильности, покоя и уверенности. Главные песни о старом вот уже третий год подряд украшают самый неформальный, самый домашний праздник. А с «Лебединого озера» новой постановкой хотят снять ангажированность символа социальной катастрофы.

«Титаник» Союза кинематографистов, оценочная стоимость которого равна «Титанику»-кораблю, разбазарен, терпит бедствие. и дает сигналы SOS.

Очевидное топтание на месте становится хуже катастрофы. Бродить кругами и метаться утомительней и бесперспективней, чем просто стоять на своем. Главный диагноз: в стране депрессия – экономическая, идеологическая, психологическая. Главный вектор состояния общества – страх. После длительных уверений о всестороннем улучшении перестали обещать даже зарплату. Пресса и астрологи пророчат, что завтра будет еще хуже.

Во времена застоя был, говорят экономисты, отложенный спрос на товары. Теперь много товаров, но мало денег (их, как нули, который год сокращают). Отложенный платеж. Отложенная зарплата. Отложенная жизнь. Ощущение отложенного счастья, которое было обещано, но не состоялось, накладывается на ожидание худшего. Катастрофическое сознание в обществе преобладает и нарастает. Катастрофы идут чередой. Шойгу кличут в президенты.

Именно сегодня стране нужна мощная социальная психотерапия.

Если нам суждено жить в период катастроф, это не страшно. Не страшно, когда понимаешь суть эпохи и природу этих самых катастроф.

Россия – мифологическая страна, она гораздо более духовна, чем материальна, живет больше будущим, чем настоящим, и ее поэты призывают в нее только верить. Но ведь в этой стране каждый день с утра до вечера надо еще и просто жить! А для выживания, кроме веры и надежды, нужны знания.

Этот номер журнала «Видео-Асс» посвящен катастрофам: на земле, в воздухе и на море. Его цель – дать понимание природы стихий и катаклизмов, научить выживать и спасаться. Убедить, что несмотря на трагизм разрушения, катастрофа предопределена. но не неизбежна. В ней всегда есть спасенные, а значит, спасение возможно.

В самой природе катастрофы заложена возможность спасения!

Распад Римской империи, гибель «Титаника», развал СССР, крушение «Руслана» – эта череда трагедий будет, к несчастью, умножена. Однако эти события могут быть осмыслены с точки зрения вечных философских понятий: случайности, стихийности, необходимости, закономерности, предопределенности. Знание лишь некоторых мировоззренческих категорий может пролить свет не только на сущность происходящего, но и поможет предвидеть грядущее, а значит, спастись и спасти.

«Титаник» – затонувший символ непотопляемости – главный герой номера. «Титаник» – это не просто суперкорабль начала века, своей судьбой проиллюстрировавший иллюзию надежности сверхбольших систем. Это еще и модель общества, разделенного на палубы, этажи, классы и сословия. Важно понять, был ли он Армагеддоном или Ноевым ковчегом, или, на свой манер, грандиозной Вавилонской башней В самой истории двух сверхлайнеров – «Олимпика» и «Титаника» – есть много загадочного и символического. Два судна соревновались в размерах и скорости передвижения. Есть версия, что под названием «Титаник» затонул его серийный предшественник «Олимпик». Но разве не удивительно, что мифологический смысл их имен предопределил реальную судьбу кораблей-гигантов? Не таково ли было соревнование между US и SU? Фатум, рок – это тоже не раз в мировой культуре художественно осмысленные образы и философские понятия.

Титаны – темные и не ведающие меры боги первого поколения, рожденные землей и небом, олицетворяли стихии природы со всеми ее катастрофами. Они вступили в борьбу с новыми богами-олимпийцами, которая длилась десять лет, и проиграли ее.

Рухнувшие империи, гиганты, погибающие на воде, в воздухе (самолет «Максим Горький») и на земле (Дворец Советов, так никогда и не построенный) – все эти символы гигантизма не принесли счастья людям. Они не увеличили, а уменьшили их веру в себя и разумность своих творений.

Четыре стихии – огонь, вода, земля и воздух – первородны и не приемлют человеческого высокомерия. Лишь пятый элемент может все примирить и одухотворить – любовь. Четыре элемента бессмыслены и враждебны без пятого, утверждает французский режиссер Люк Бессон. Ему виднее – он женился на Миле Йович, сыгравшей Пятый элемент в его одноименном фильме.

Катастрофы всегда были и будут. Они живут своей дикой первобытной жизнью. А ключ к пониманию мира в руках у человека, который думает и любит.

Хотелось бы надеяться, что человек, который прочитал наш журнал, будет меньше бояться этого мира, а больше верить в себя и во что-нибудь еще.

Владимир БОРЕВ

1

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+