Тобрук / Tobruk (1967)

Тобрук / Tobruk (1967): постерПолнометражный фильм.

США.

Продолжительность 107 минут.

Режиссёр Артур Хиллер.

Автор сценария Лео Гордон (в титрах как Leo V. Gordon).

Композитор Бронислау Капер (в титрах как Bronislaw Kaper)

Оператор Рассел Харлан.

Жанр: военный фильм, драма

Краткое содержание
Сентябрь 1942-го. Капитан Курт Бергман (Джордж Пеппард) и его люди — немецкие евреи, служащие в Специальной группе поиска, сокращённо SIG, освобождают из плена майора Дональда Крэйга (Рок Хадсон). Основываясь на старом предложении капитана, командование разработало план диверсионной операции по уничтожению в Тобруке бункеров с топливом, что должно помешать дальнейшему продвижению Африканского корпуса под командованием генерала-фельдмаршала Роммеля.

Также в ролях: Найджел Грин (полковник Харкер), Гай Стоквелл (лейтенант Монфелд), Джек Уотсон (сержант-майор Тайн), Перси Херберт (Долан), Норман Россингтон (Элфи), Лиам Редмонд (Генри Портман), Лео Гордон (сержант Круг).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.09.2013

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Тобрук / Tobruk (1967): кадр из фильма
Захват вражеского танка

На первый, поверхностный взгляд Артур Хиллер и сценарист (а также актёр, специализировавшийся на резко отрицательных персонажах, но сей раз отведший себе – в порядке исключения – героическую роль бравого сержанта Круга) Лео В. Гордон строго придерживаются канонов военно-приключенческого кинематографа. Достаточно упомянуть, что в действительности серия дерзких акций, объединённых под кодовым наименованием операция Agreement и проведённых 13-14 сентября 1942-го года британскими, родезийскими и новозеландскими частями против немецко-итальянской группировки, укрепившейся в Тобруке, завершилась фиаско. У кинематографистов же участники своеобразного «рейда на Роммеля»1, несмотря на понесённые потери (рекламный слоган гласил: «83 человека начали миссию! Только 4 выжили!»), поставленную боевую задачу в конечном итоге выполняют. А финальное сражение, включающее в себя дуэль кораблей союзников с орудиями береговой обороны, уничтожение бронетехники при помощи огнемёта, наконец, методичный расстрел бункера из угнанного танка, не может не впечатлить размахом, изобретательностью комбинированных съёмок2 и мастерством пиротехников. Казалось бы, придраться абсолютно не к чему – зато есть повод выказать недоумение относительно скромными (прокатная плата составила $2 млн.) коммерческими показателями ленты…

Тобрук / Tobruk (1967): кадр из фильма
Грозное оружие огнемёт

И всё же фильм не так прост. Хиллер, добившийся наибольшего признания мелодрамами и комедиями, даже работая в непривычном для себя жанре, не мог не учитывать веяний времени, когда антимилитаристские настроения (в первую очередь направленных против вьетнамской кампании) ширились синхронно с ростом молодёжных движений за гражданские права. Экранные перипетии, безусловно, способны навести на глубокомысленные рассуждения о том, как сильно подчас зависит течение глобальных событий (например, перелом в длительной битве за доминирование на целом континенте – в Африке) от усилий небольшого количества людей. А то и от случая – вроде непредумышленного попадания к полковнику Харкеру письма, доставляемого отцом и дочерью Портманами, которое может изменить расстановку сил на мировой арене в пользу стран «оси». Обращает на себя внимание и факт участия в операции бойцов SIG, вызывающих подозрение (как выяснится, не лишённое оснований) у братьев по оружию и потому, что они, что ни говори, остаются выходцами из Германии, и по той причине, что евреи тогда вели борьбу с британцами в Палестине, – мотив, получивший актуальность в свете очередного обострения арабо-израильского конфликта. Но, пожалуй, ещё показательнее то, как Рок Хадсон воплощает образ офицера – специалиста своего дела и убеждённого индивидуалиста, а точнее, разумного эгоиста («Моя мама не воспитывала героев»), который, как никто понимая степень «дальновидности» командования, всё-таки честно исполняет воинский долг. Относительно (относительно!) благополучный исход всё же не затушёвывает ярко выраженных вкраплений пацифистских идей в высокий ура-патриотический пафос произведения.

.

__________
1 – Если воспользоваться названием другой (снятой четырьмя годами позже Генри Хэтэуэем) картины, в которой частично использованы кадры из «Тобрука».
2 – Ховард Э. Андерсон и Альберт Уайтлок номинировались на «Оскар» за лучшие спецэффекты.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+