Токийская Олимпиада / Tôkyô orinpikku (1965)

Токийская Олимпиада / Tôkyô orinpikku (1965): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Олимпиада в Токио» (вариант перевода названия), «Токийская Олимпиада» / «Олимпиада в Токио» / «Tokyo Olympiad» (международное англоязычное название).

Япония.

Продолжительность 170 минут.

Режиссёр Кон Итикава.

Авторы сценария Кон Итикава, Ёсио Сирасака, Сунтаро Таникава, Натто Вада.

Композитор Тосиро Маюдзуми.

Оператор Кадзуо Миягава.

Жанр: документальный фильм, спортивный фильм

Краткое содержание
Проходившие в Токио с 10-го по 24-ое октября 1964-го года XVIII Летние Олимпийские игры, первые — проводившиеся в Азии, стали незабываемым праздником спорта. Начиная с церемонии открытия, увенчавшейся запуском в небо сотен голубей, и вплоть до незабываемого триумфа эфиопского бегуна Абебе Бикилы, второй раз подряд с большим отрывом победившего в марафоне, авторы фильма неотрывно следили за ходом событий. Это не исчерпывающая хроника побед, но взгляд художника на Олимпиаду как на символ человеческих устремлений.

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.04.2014

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Токийская Олимпиада / Tôkyô orinpikku (1965): кадр из фильма
Радость и гордость

Вплоть до триумфа аниме «Унесённые призраками» /2001/ Хаяо Миядзаки документальный фильм Кона Итикавы (между прочим, мультипликатора по образованию) оставался абсолютным рекордсменом национального кинопроката по посещаемости, собрав огромную аудиторию в 19,5 миллионов человек. Данного обстоятельства, в принципе, уже достаточно для того, чтобы понять, какое значение имело для Японии мероприятие – не только (быть может, не столько) спортивное, но и идеологическое, экономическое, культурное. Вторжение в Китай послужило причиной отмены принятого решения о проведении в Токио XII Летних Олимпийских Игр в 1940-м – и лишь четверть века спустя император Хирохито получил возможность выступить с торжественной речью. Это был отличный шанс продемонстрировать миру достижения Страны Восходящего Солнца, открытой, настроенной дружественно, извлёкшей уроки из милитаристского прошлого. Немного досадно, что постановку не осуществил Акира Куросава, на кандидатуре которого поначалу сошлись представители Олимпийского комитета и правительства, но который выдвинул неисполнимые требования, поставив условием абсолютный творческий контроль – помимо процесса собственно съёмок и монтажа – церемоний открытия и закрытия. Другое дело, что и в том виде, в каком «Токийская Олимпиада» увидела свет, было бы несправедливо говорить исключительно об исполнении заказа или о выражении официальной государственной позиции.

Токийская Олимпиада / Tôkyô orinpikku (1965): кадр из фильма
Быстрее, лучше, сильнее

Картина, бесспорно, обладает огромной хроникальной ценностью, – и фрагменты, формально остающиеся проходными, теперь вызывают неподдельное любопытство и бурные эмоции: сколько радости рождает, например, весёлое шествие команд разных держав. Из экранного калейдоскопа соревнований по разным видам спорта не почерпнуть статистических сведений, не узнать, например, что в неофициальном медальном зачёте США одержали верх, что СССР1 занял второе место и даже что Япония – почётное третье. Высокопарная фраза о величии сражающегося духа звучит лишь однажды, вскользь, – по случаю победы борца Ёдзиро Уэтаки над Айдыном Ибрагимовым. И хотя было невозможно совсем обойтись без кадров с награждением чемпионов под мелодии гимнов их государств, авторов при всём желании не обвинишь в политической ангажированности – ни патриотического, ни, скажем, прозападного толка. Скорее, закрадывается подозрение, что Итикаве больше интересны нестандартные, отдающие курьёзом стороны игр, редко попадающие в объективы телевизионных камер или становящиеся предметом обсуждения спортивных комментаторов. Вроде судьбы двадцатидвухлетнего бегуна Ахамеда Исы, первого представителя новообразованного государства Чад, прибывшего тихо, без делегации, державшегося обособленно, явно чувствовавшего себя не в своей тарелке2… Результат показал скромный, но… как можно не поддержать человека в благом начинании?

Токийская Олимпиада / Tôkyô orinpikku (1965): кадр из фильма
От огня — к Солнцу

Одним словом, никаких избитых штампов, никакого подражания Лени Рифеншталь в желании выставить олимпийцев живым олицетворением сверхчеловека, никакого ретуширования прозаических моментов. Красота и гармоничность движений неотделимы от колоссального физического и психического напряжения, и невольные гримасы и «суеверные» жесты только недалёкому индивиду могут показаться забавными, поскольку свидетельствуют об особом внутреннем настрое спортсменов. Апогеем становится изнурительный марафонский бег, в котором эфиоп Абебе Бикила установил мировой рекорд. Это не триумф воли – триумф духа, нуждающегося не в подавлении и подчинении мира, а в преодолении препятствий, в непрерывном движении вперёд и вверх, в развитии, в самосовершенствовании. И в данном отношении «Токийская Олимпиада» остаётся заразительным художественным свидетельством о стремлении человечества, забывшего (пусть всего на две недели!) о распрях и противоречиях, к тому лучшему и светлому, олицетворением чего выступает олимпийский огонь – это маленькое солнце.

.

__________
1 – Мы отстали от американцев на шесть золотых наград, зато по общему количеству – обошли (тоже на шесть).
2 – Почти как ямайские бобслеисты в комедии «Крутые виражи» /1993/.

Прим.: рецензия публикуется впервые


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+