Только для твоих глаз / For Your Eyes Only (1981)
Другие названия: «Только для личного ознакомления» / «Только для персонального ознакомления» (варианты перевода названия).
Великобритания.
Продолжительность 127 минут.
Режиссёр Джон Глен.
Авторы сценария Ричард Мэйбаум, Майкл Дж. Уилсон по мотивам рассказов Яна Флеминга (без указания в титрах).
Композитор Билл Конти (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус» за оригинальную песню For Your Eyes Only на музыку Билла Конти и слова Майкла Лизона).
Оператор Алан Хьюм.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, триллер
Краткое содержание
В водах Ионического моря тонет британская разведывательная субмарина St Georges с засекреченным прибором, носящим кодовое наименование ATAC (Automatic Targeting Attack Communicator) и предназначенным для обеспечения связи штаба с кораблями подводного флота. Джеймс Бонд (Роджер Мур) получает приказ найти, поднять со дна и уничтожить устройство, притом что об инциденте уже стало известно генералу Гоголю (Уолтер Готелл), возглавляющему КГБ. Агенту 007 оказывает содействие Мелина Хэвелок (Кароль Буке), движимая в значительной степени личными мотивами — желанием отомстить за убийство родителей.
Также в ролях: Топол (Милос Коломбо), Линн-Холли Джонсон (Биби Дал), Джулиан Гловер (Кристатос), Кассандра Харрис (Лизл), Джилл Беннетт (Якоба Бринк), Майкл Готард (Лок), Джон Уайман (Эрих Криглер), Джек Хедли (сэр Тимоти Хэвелок), Лоис Максвелл (мисс Манипенни), Десмонд Льюэлин («Кью»), Джеффри Кин (министр обороны), Джеймс Виллерс (Таннер), Джон Морено (Феррара), Чарльз Данс (Клаус), Джанет Браун (Премьер-министр), в эпизодах Шина Истон (певица, выступающая на фоне вступительных титров, без указания в титрах), Джон Холлис (Эрнст Ставро Блофелд, без указания в титрах), Виктор Туржанский (человек с бокалом вина, без указания в титрах), Тула (девушка в бассейне, без указания в титрах), Вива (девушка в бассейне, без указания в титрах), Майкл Дж. Уилсон (греческий священник на свадьбе, без указания в титрах), Роббин Янг (девушка в цветочном магазине, без указания в титрах), Боб Симмонс (преследователь, погибший при взрыве автомобиля, без указания в титрах), Джордж Суини (пилот вертолёта, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 06.04.2015
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Известно, что на рубеже 1970-80-х Стивен Спилберг проявлял настойчивый интерес к созданию очередной части «бондианы» – но продюсер Альберт Р. Брокколи остался в плену, скажем так, шовинистических убеждений, полагая, что постановку должен осуществить исключительно англичанин. В результате американскому киновундеркинду пришлось выдумывать собственного отчаянного авантюриста-интеллектуала Индиану Джонса и отправлять его на поиски потерянного Ковчега Завета. Шанс же попробовать себя в новом, более ответственном качестве получил Джон Глен – дебютант, ранее честно работавший режиссёром второй группы и монтажёром. Здесь напрашивается аналогия с творческой судьбой Питера Р. Ханта, тем более что действие фильма (как и ленты «На секретной службе Её Величества» /1969/) частично развёртывается в заснеженных горах. Более того, остроумный пролог начинается с… посещения Джеймсом кладбища, где он поминает безвременно почившую супругу, рискуя выдать своё местонахождение недругам (чем, собственно, и пользуется один заклятый враг). С той разницей, что Роджер Мур всё-таки позволил уговорить себя не покидать проект (результаты проведённых кинопроб с Яном Огилви, Николасом Клеем, Льюисом Коллинсом и другими претендентами остались невостребованными), а в коммерческом отношении – не было никаких причин для разочарования1. Казалось бы, есть повод порадоваться за кинематографистов – но во время сеанса не покидает странное чувство.
Вынесенная в заголовок фраза мелькает на конфиденциальном досье (подразумевается, что материалы предназначены «для личного ознакомления»), которое выдают агенту 007 для выполнения задания, а кроме того, её под занавес дословно повторяет красавица Мелина, намекающая, что готова обнажить свои прелести только и исключительно ради Джеймса. Вот и в целом остаётся впечатление (особенно по контрасту с предшествующим злоключением Бонда, где ему пришлось отправиться в околоземное пространство), будто разведчику-нелегалу МИ-6 с правом на убийство позволили… расслабиться и отдохнуть. То, чего другому экранному супермену хватило бы с избытком на несколько подвигов (схватка под водой, погони на автомобилях, лыжах, бобах – прямо по ледовой трассе, предназначенной для соревнований бобслеистов – и даже своеобразный «хоккейный матч на вылет»), для него является сущим развлечением, сродни отпуску курорте. Не секретный агент, а ходячая реклама XIII зимних Олимпийских игр, где, к слову, второе место в общем медальном зачёте заняла команда ГДР (состоявшая, само собой, из таких спортсменов, как биатлонист Эрик Криглер, снайпер-виртуоз и штатный ликвидатор спецслужб)! Надо полагать, именно новый статус (даром что почти все трюки исполняли профессиональные каскадёры) обязал его проявить моральную стойкость – и пресечь домогательства ветреной юной фигуристки. Под стать Роджеру ведёт себя и Кароль Буке, чья Хэвелок, как ни силится изобразить волевую мстительницу, эдакую современную Электру, представляется бледной тенью образов этой талантливой, потрясающе красивой и загадочной актрисы, воплощённых в сатирических притчах Луиса Бунюэля и Бертрана Блие. Лишь ближе к развязке, когда тандему вместе с новыми единомышленниками приходится брать штурмом монастырь, расположенный в неприступных скалах, начинаешь чуть-чуть переживать за их судьбу. И если бы не широкий жест генерала КГБ, носящего фамилию великого русского писателя… Однако финальный аккорд, где авторы беззлобно посмеялись над имиджем «железной леди», и это сводит в шутку. Логично, что следом бесстрашному шпиону придётся нарядиться в костюм клоуна.
.
__________
1 – Общемировые кассовые сборы, составившие $195,3 млн. (пусть и при солидном бюджете $28 млн.), даже спасли от банкротства кинокомпанию United Artists!
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Вяткин Андрей. Видеокомпас. Бондиана // Советский экран. – 1990, № 4. – С. 30-31.
Добавить комментарий