Томми / Tommy (1975)

Денисов Иван. Мистер Рок идёт в кино // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 12. – С. 52-54.

Мистер Рок идет в кино

Ошибается тот, кто думает, что мюзикл – это всегда нечто легкомысленно-развлекательное и комедийно-мелодраматическое. Да, были времена, когда в мюзиклах красивые актеры и актрисы сладкими голосами пели приятные песни. Менялась музыка, менялись и мюзиклы.

В шестидесятые годы рок – воплощение протеста – проник в кино, решительно ломая устоявшиеся каноны любимого публикой жанра.

Первыми устои потрясли работы английского режиссера американского происхождения Ричарда Лестера «Сноровка и как ее приобрести», «Вечер трудового дня». Они были сделаны в стилистике, напоминающей старые комедии и отражающей идеалы «контркультуры 60-х».

По форме «Вечер трудового дня» – это наблюдение за одним днем из жизни рок-команды «Битлз». Он полон смешных эпизодов, прекрасных песен и кусков из эксцентрических комедий Чаплина, Ллойда, Китона.

Фильм о «ниспровергателях моральных устоев», как иногда величали «Битлз», конечно, вызвал легкую панику среди консерваторов, но большинство зрителей были в восторге от блестящей картины Лестера. Режиссер позже сделал еще одну эксцентрическую комедию о знаменитой группе, названную, как и песня, «На помощь».

«Битлы» появлялись в кино и без помощи Лестера: «Таинственные волшебные путешественники», «Пусть будет так», знаменитый мультфильм «Желтая подводная лодка». Фильмы об известной рок-группе выходили и после ее распада. К двадцатилетнему юбилею «Вечер трудного дня» вышла картина «Передай привет Броудстрит» Питера Уэбба, правда, совсем не лестеровского уровня.

Вообще они оказались удивительно кинематографически плодовитыми, эти самые «Битлз». Пол Маккартни написал музыку ко многим лентам. Например, «Живи и дай умереть» из Бон-дианы.

Джордж Харрисон стал даже кинопродюсером, являясь и автором музыки ко многим своим фильмам («Шанхайский сюрприз»). Снимался в кино и Ринго Старр.

Рок – музыка бунта – был близок и сердцу известного кинобунтаря Кена Рассела. После фильмов «Любители музыки» (о Чайковском) и «Малер» он сделал сразу две картины, посвященные року: «Томми» и «Листомания». Оба раза Рассел сотрудничал с группой «The Who», и в обоих случаях главные роли играл солист Роджер Долтри.

В «Томми», ленте, основанной на рок-опере, было собрано огромное количество кино- и эстрадных звезд: Джек Николсон, Эрик Клэптон, Энн-Маргарет, Тина Тернер, Элтон Джон. Эта картина поразила публику всплесками режиссерской фантазии. Она изобиловала визуальными находками, что позволяет исследователям считать ее предтечей видеоклипов. Повествовала о том самом бунтующем поколении шестидесятых, которое пыталось изменить мир к лучшему, но проиграло, оставшись наедине с собственными разочарованиями. Сейчас многие видят в «Томми» лишь красивый видеоклип, полный отличных песен, превосход-

52

ных певцов и актеров, раскрывшихся с неизвестной ранее стороны (Николсон, например, поет).

В «Листомании» – иначе не скажешь – вызывающий подбор актеров: рок-певец Ринго Старр в роли Папы Римского. На то, чтобы эпатировать публику, рассчитано и содержание. Ференц Лист (Долтри) выставлен бунтарем, первым рок-музыкантом, сражающимся с фашистом-консерватором Рихардом Вагнером (Пол Николас). Все это интересно, но «Листомания» все же вторична по отношению к «Томми», и даже уникальная фантазия Кена Рассела не смогла сделать ее оригинальной.

Другое дело фильм Алана Паркера «Пинк Флойд – Стена». Точнее, Алана Паркера и мультипликатора Джералда Скарфа, так как последний принимал самое активное участие в создании картины. Как и «Томми», «Стена» основана на рок-опере, теперь уже группы «Пинк Флойд». Как и «Томми», фильм Паркера повествует о семидесятых годах.

Вновь з центре сюжета биография человека этого поколения, кстати, его играет известный рок-музыкант Боб Гелдофф. И снова кинокартина выполнена в стилистике, близкой к стилистике видеоклипа. Из-за своей необычности лента Паркера вызвала разноречивые отклики зрителей.

Тесно связана с кино и группа «Роллинг Стоунз». Видеолюбители знают, конечно же, картину «Давайте проведем вечер вместе» Хэла Эшби. Режиссер, находившийся в начале восьмидесятых в глубоком творческом кризисе, все же перед самой своей смертью в 1984 году, блеснул мастерством в картине, рассказывающей о гастролях популярной британской группы в США.

В 80-е годы вышло немало лент о рок-идолах. «Doors» – это кинобиография выдающегося певца Джима Моррисона – лидера группы «Doors». Картина замечательного режиссера Оливера Стоуна («Взвод») вызвала много споров. Ее либо полностью принимали, либо полностью отрицали.

53

Кому-то показалось, что «психологический» стиль фильма не удался реалисту Стоуну. А кому-то не понравился исполнитель главной роли Вэл Килмер (до этого игравший рок-певца, но вымышленного, в комедии «Совершенно секретно»). Как бы то ни было, но «Doors», безусловно, заметное явление в кинематографе последнего времени.

Кино интересовалось не только группами. Многие певцы и певицы укрепили свою славу благодаря экрану. Не будем говорить о всем известных Шер, Мадонне, Лайзе Миннелли. К примеру, Дэвид Боуи, известный британский рок-певец, запечатлен на кинопленке в образе странного, не от мира сего, человека. А может быть, и не человека вовсе? Николас Роуг в своем фильме 1979 года «Человек, который упал на землю» дал Боуи роль человека, постепенно обнаруживающего явно неземное происхождение. Отличная работа Роуга открыла кинематографистам нового талантливого актера. После этого певец сыграл целый ряд ролей, в которых петь ему приходилось редко. В «Голоде» Тони Скотта, например, его герой – вампир, сами понимаете, персонаж далеко не самый сладкоголосый. Ну, а песни Боуи из фильма «Лабиринт» Джима Хенсона вошли в одну из пластинок певца. В картине «Счастливого рождества, мистер Лоренс» Н. Осимы партнером Боуи был также рок-певец Рюити Сакамото.

Бетти Мидлер, снимавшаяся поначалу в комедиях («Безжалостные люди», «Большой бизнес») получила наибольшую известность после фильма Марка Райделла «Роза» в роли Дженнис Джоплин, певицы тех же шестидесятых, измотавшей себя работой и наркотиками до смерти. Бетти Мидлер с ее блестящими актерскими и вокальными способностями сделала «Розу» очень заметным фильмом. Не случайно через некоторое время Мидлер Сыграла схожую роль в картине «Пляжи» Гэрри Маршалла.

В последние десятилетия рок заполнил собой одну из самых интересных страниц в истории кино. Но если певцам благополучных восьмидесятых приходится играть умерших звезд, не значит ли это, что рок умирает?

Иван ДЕНИСОВ

54

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+