Тотем волка / Lang Tu Teng / Le dernier loup (2015)

Тотем волка / Lang Tu Teng / Le dernier loup (2015): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Последний волк» (вариант перевода французского названия), «Тотем волка» / «Wolf Totem» (международное англоязычное название).

Китай, Франция.

Продолжительность 121 минута.

Режиссёр Жан-Жак Анно.

Автор сценария Ален Годар, Жан-Жак Анно, Лу Вэй, Джон Колли по книге Цзяна Ронга.

Композитор Джеймс Хорнер.

Оператор Жан-Мари Дрежу.

Жанр: приключенческий фильм

Краткое содержание
В конце 1960-х годов, в разгар «культурной революции», студенты из Пекина Чэнь Чжэнь (Шаофэн Фенг) и Ян Ке (Шон Доу) вызываются поехать во Внутреннюю Монголию — на помощь местным пастухам. Поступает распоряжение истребить популяцию волков, которые, лишившись (отчасти по вине человека) привычных запасов пищи, начали наносить вред хозяйству — нападать на овец и лошадей. Случайно наткнувшись на логово, Чэнь не выдерживает и втайне забирает одного волчонка домой, не ведая, какую беду грозит накликать.

Также в ролях: Ба Сэнь Чжа Бу (Билиг), Анкхньям Рачаа (Гасма), Инь Чжушен (Бао Шунги).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.09.2016

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Тотем волка / Lang Tu Teng / Le dernier loup (2015): кадр из фильма
Хозяева тех краёв?

Воздадим должное продюсерам (в первую очередь – Алану Вонгу), проявившим недюжинную настойчивость в реализации проекта. Приглашение режиссёра из-за рубежа оказалось вынужденным, поскольку все мало-мальски крупные местные (из КНР и Гонконга) мастера не рискнули взяться за постановку. Причём в случае с Жаном-Жаком Анно1 пришлось отдельно договариваться с властями, занёсшими французского кинематографиста в «чёрный список» после выхода картины «Семь лет в Тибете» /1997/, попавшей под запрет из-за того, как была показана Чамдоская операция. Мало того, он соглашался исключительно при условии, что сможет вносить изменения в сценарий и получит право окончательного монтажа! О чисто «технических» трудностях (например, о том, что было выращено и выдрессировано три поколения монгольских волков; из 35 зверей 16 приняли участие в съёмках), стоически преодолённых в процессе работы, излишне и упоминать…

Тотем волка / Lang Tu Teng / Le dernier loup (2015): кадр из фильма
Дар божеству

Анно, надо заметить, оценил щедрый жест и заодно – предоставленные финансовые и организационные возможности, причём внушительный (в том числе по западноевропейским меркам) производственный бюджет порядка $38-40 млн. окупился уже благодаря внутреннему кинорынку: из общемировых кассовых сборов, оцениваемых в $122,7 млн., 90% пришлось на национальный прокат. Дело не только в его комплементарных высказываниях в прессе о китайских коллегах, раскрывавшихся профессионалами высокого уровня, и об общественном строе, постепенно эволюционирующем – становящемся либеральнее, что для европейца является позитивным моментом. По свидетельству прессы, Лу Цзямин (Цзян Ронг – псевдоним) в своей частично автобиографической книге, вышедшей из печати в 2004-м году, после полемики с цензорами, был настроен куда более критически по отношению к событиям конкретного исторического периода да и к политике КПК в целом, чем авторы экранизации. Но разве это главное?

Тотем волка / Lang Tu Teng / Le dernier loup (2015): кадр из фильма
Человек и волк

Жан-Жак, рискну выдвинуть предположение, сразу почувствовал, что материал – не просто «его», а позволяет затронуть сразу две излюбленных (стержневых, проходящих красной нитью через творчество) мотива. Не удивительно, что после исследования жизни медведей и тигров кинематографист искренне заинтересовался миром волков, подчинённым собственным законам. Хищники предстают достойными противниками человека – умными (допустим, издавна прибегающими к оригинальному способу заготовления запасов на зиму) и по-своему благородными созданиями, которых, по сути, вынудили на агрессивные действия сами люди… И с равным энтузиазмом режиссёр взялся за художественное осмысление слабоизученной (для большинства обывателей – ещё менее понятной, чем бытование африканских племён или послушников средневекового бенедиктинского монастыря) культуры обитателей равнин Внутренней Монголии. Ситуация тем интереснее и драматичнее, что действие относится к революционным временам, несущим радикальные перемены. Установление новой идеологии сопровождается как крупными модернизационными проектами (освоение новых земель под сельскохозяйственные нужды, строительство больниц, школ и т.д.), так и, увы, неизбежным разрушением традиционного уклада. Отрадно констатировать, что авторы не скатываются до примитивных схем, сводящихся, например, к формуле: дух Тенгри, или Тэнгэр, бессилен там, где отныне доминирует марксизм (в маоистской разновидности). И тематически, и тем, как тонко уловлена логика исторического процесса, накладывающегося на сложные отношения человека с природой, «Тотем волка» вызывает в памяти такое неординарное произведение, как роман «Плаха» Чингиза Айтматова. Вместе с тем не могу не отметить, что это служит очередным косвенным доводом в пользу предположения, что в КНР набирает обороты тот же деструктивный процесс, что был запущен в СССР под официальным наименованием «перестройка».

.

__________
1 – Интересно, а рассматривалась ли кандидатура нашего соотечественника Николая Соловцова, зарекомендовавшего себя «Весьегонской волчицей» /2004/?

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+