Трактир на Пятницкой / Traktir na Pyatnitskoy (1978)

Трактир на Пятницкой / Traktir na Pyatnitskoy (1978): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Трактир на Пятницкой» / «The Eating-house on Pyatnitskaya» (международное англоязычное название).

СССР.

Продолжительность 90 минут (сокращённая версия – 85 минут).

Режиссёр Александр Файнциммер.

Автор сценария Николай Леонов.

Композитор Андрей Эшпай.

Операторы Сергей Вронский, Всеволод Симаков.

Жанр: криминальный фильм, детектив

Краткое содержание
1920-е, НЭП. Ирина Холмина (Тамара Сёмина) является владелицей популярного трактира на Пятницкой и одновременно — идейной вдохновительницей банды под предводительством Игоря Рыбина (Константин Григорьев), известного как «Серый». Преступникам удаётся раз за разом совершать успешные ограбления, уходя от преследований сотрудников МУРа. Однако информатор сообщает: в их ближайшее окружение внедрили двух законспирированных сотрудников правоохранительных органов. На кого падут подозрения Холминой и Рыбина?

Также в ролях: Геннадий Корольков (Василий Васильевич Климов), Лев Прыгунов (Михаил Лавров, он же «Француз»), Николай Ерёменко-мл. (Михаил Николаевич Ерёмин, он же «Цыган» и «Мишель»), Виктор Перевалов (Николай Панин, он же половой «Рыжий»), Александр Галибин (Павел Иванович Антонов, он же «Пашка-Америка»), Марина Дюжева (Алёнка), Лариса Ерёмина (Варвара Сергеевна, певица), Глеб Стриженов (Владимир Сергеевич Гремин, музыкант в трактире), Юрий Назаров (Ваня Шлёнов), Юрий Волков (Калугин), Олег Басилашвили (Калугин, озв.), Игорь Васильев (Сергей Николаевич Зайцев), Алексей Панькин («Свисток»), Юрий Потёмкин («Хват»), Анатолий Ведёнкин (Витун), Владимир Дружников (Пётр Петрович Волохов), Владимир Приходько (Митрич), Виктор Косых (Лёнька).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 19.07.2017

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Трактир на Пятницкой / Traktir na Pyatnitskoy (1978): кадр из фильма
Франт и бездельник?

Александру Файнциммеру, появившемуся на свет в начале века (в январе революционного 1906-го), были, что называется, и карты в руки: он именно в разгар Новой экономической политики начинал творческую деятельность, набираясь опыта в качестве ассистента у таких мастеров, как Всеволод Пудовкин и Юлий Райзман. Повышенное внимание к деталям быта, любовное (иначе не скажешь!) воспроизведение на экране атмосферы эпохи, реконструкция нравов представителей разных социальных слоёв – всё это поневоле заставляло усмотреть попытку формирования «ретро по-советски». Память о разрухе ещё сильна, но на смену пришли сравнительно благополучные времена со своими запросами, с модой на «элементы сладкой жизни»1, с блатной романтикой. Другое дело, что, скажем, Гремин, дворянин и бывший штабс-капитан, вынужден зарабатывать на пропитание музыкантом в трактире, изливая тоску в душераздирающих песнях, а карманник-виртуоз «Пашка-Америка» служит примером для подражания окрестным беспризорникам. Это – жалкая тень заокеанского феномена «просперити», зато впереди граждан Советского Союза ждёт не Великая депрессия, а построение нового, справедливого общества (на что содержится прозрачный намёк в заключительных кадрах), хотя индустриализация, коллективизация и подготовка к отражению иноземной агрессии, конечно, не обойдутся без трудностей и лишений.

Трактир на Пятницкой / Traktir na Pyatnitskoy (1978): кадр из фильма
… или притворяется?

Впрочем, основная заслуга режиссёра, а особенно – писателя и сценариста Николая Леонова заключается даже не в стилизаторских изысках. «Трактир на Пятницкой», снискавший завидный зрительский успех (место среди лидеров сезона с посещаемостью 54,1 млн. человек), подсказал интересное направление поисков творцам отечественных детективов. И в блестящем мини-сериале «Место встречи изменить нельзя» /1979/, и в ряде жанровых образчиков на современном материале (правда, здесь «Прощальная гастроль «Артиста» /1980/ того же Файнциммера видится не самой удачной) черты социального киноромана будут иметь не менее важное – и всё возрастающее – значение, чем интрига как таковая. Грубо говоря, недостаточно того, что сомнения относительно личности внедрённого агента остаются вплоть до развязки: у обоих Михаилов за плечами служба царю и Отечеству, но первый – щёголь, спекулянт и кокаинист, а второй, смелый и принципиальный, старается держать марку русского офицера. Авторы очень тонко проводят сопоставление (точнее, косвенное противопоставление) двух бывших друзей, один из которых перешёл на сторону большевиков, сохранив тем самым верность Родине, другой – продолжает пылать гневом. «Ненавижу грядущего хама», «по всему Садовому кольцу на каждом фонарном столбе» и т.д. – хорошенькое наследие гражданской войны!.. Правда, и таких советская власть обещает (устами следователя Зайцева) сначала попытаться перевоспитать.

.

__________
1 – Ироническая характеристика товарища Плющ из «Бриллиантовой руки» /1969/ в данном случае, думаю, уместна.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+