Три эпохи / Three Ages (1923)

Три эпохи / Three Ages (1923): постер

Полнометражный фильм.

Другое название: «Три века» (вариант перевода названия).

США.

Продолжительность 63 минута.

Режиссёры Эдвард Ф. Клайн, Бастер Китон.

Авторы сценария (сюжета и надписей) Клайд Бракман, Джозеф Э. Митчелл, Джин К. Хавес, а также Бастер Китон (без указания в титрах).

Композитор Роберт Израэл (1995).

Операторы Элгин Лессли, Уильям К. МакГэнн.

Жанр: комедия

Краткое содержание
Действие фильма разворачивается параллельно в трёх разных эпохах: в каменном веке, в период расцвета Римской империи и в современной Америке. Всегда и всюду — одни и те же проблемы: Молодой человек (Бастер Китон) намерен покорить сердце Девушки (Маргарет Лихи), для чего ему всего-то и нужно, что нейтрализовать грозного и грузного соперника, Злодея (Уоллес Бири).

Также в ролях: Джо Робертс (отец Девушки), Лилиан Лоуренс (мать Девушки), Кьюпи Морган (император / пещерный человек / римлянин, в титрах как Horace Morgan).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.12.2017

Авторская оценка 9/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Три эпохи / Three Ages (1923): кадр из фильма
В Древнем Риме нелегко

Один из ранних, но и, по моему глубокому убеждению, истинно гениальных фильмов с участием Бастера Китона, его третья (после «Балды» /1921/, не являвшегося по жанру комической, и «Полицейских» /1922/) полнометражная картина. «Три эпохи» – настоящее авангардистское, дерзкое и новаторское по форме произведение, в пародийном ключе воспроизводящее сюжетно-фабульную структуру «Нетерпимости» /1916/ Дэвида Уорка Гриффита: события последовательно-параллельно (перекрёстно) разворачиваются в доисторическую пору, в Древнем Риме и в США 1920-х. Авторы1 использовали даже элементы мультипликации, показав Рэю Харрихаузену и другим последователям, как следует выводить на экране образы гигантских динозавров! Но их заслуга заключается даже не в меткости и искромётности, с какими удалось высмеять как всю идейно-художественную концепцию выдающегося заокеанского кинематографиста, так и отдельные яркие эпизоды, их необычное монтажное сочетание. Не в изобретательности гэгов, демонстрирующих, как на долю бедолаги, поочерёдно предстающего то в набедренных шкурах, то в облачении гладиатора и легионера, то в строгом современном костюме, да всякий раз занятого одним и тем же, выпадает множество трудностей и мелких каверз судьбы. И даже не в лёгкой сатирической окраске сопоставления культур и нравов, становящихся, быть может, и менее грубыми, но в своей глубинной сути – совершенно не меняющихся…

Три эпохи / Three Ages (1923): кадр из фильма
Опасный момент

По-видимому, именно великий комик первым (по крайней мере – одним из первых) в США, да и вообще на Западе, понял истинное художественное, а главное, нравственное величие и кинематографическое новаторство «Нетерпимости». Произведения, превознесённого советскими режиссёрами, однако на Родине мэтра запомнившегося как лента претенциозная и прежде всего – о, ужас! – убыточная. В «слэпстике» совершенно не чувствуется непочтительного, тем более презрительного отношения к шедевру: картина являет собой, скорее, творческий спор, попытку выразить собственное мнение по вопросу о первооснове человеческого бытия. Звеном, «восстанавливающим» распавшуюся связь трёх (доисторической, дохристианской, до-…) эпох, оказывается не поэтичный образ Матери, качающей колыбель времени, но… личность маленького человека. Непутёвого и смешного на вид, неудачливого в поступках, да напористого и решительного, с лёгкостью преодолевающего немыслимые препятствия, романтика по натуре. И правит умами и сердцами, а как следствие, движет миром вовсе не нетерпимость, но любовь, сметающая любые преграды… Воистину впору воскликнуть: «What a Buster!» Согласно легенде, именно эту фразу восторженно произнёс великий иллюзионист Гарри Гудини, увидев, как трёхмесячный Джозеф Фрэнсис Китон, будущий Бастер, скатился на спине по лестнице, совершенно не покалечившись.

.

__________
1 – Китон принял участие в сочинении истории, придуманной Клайдом Бракманом, Джином К. Хэвесом и Джозефом Э. Митчеллом, а обязанности режиссёра разделил с Эдвардом Ф. Клайном, много и плодотворно сотрудничавшим тогда с комиком.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+