Три пройдохи / The Three Must-Get-Theres (1922)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Три муж-хитёра» / «Три мушкетёра» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 58 минут.
Режиссёр Макс Линдер.
Автор сценария Макс Линдер по роману Александра Дюма-отца, автор титров Тим Миранда.
Композитор Греко Казадезю.
Операторы Макс Дюпон, Энрике Хуан Вальехо (в титрах как Harry Vallejo).
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, комедия
Краткое содержание
Молодой гасконский дворянин Дарт-Ин-Агайн (Макс Линдер) с благословения отца отправляется в Париж в надежде поступить на службу в мушкетёры Его Величества Людовика XIII (Фрэнк Кук). А тем временем кардинал Ричи-Лу (Булл Монтана) плетёт интриги. Юноше, влюбившемуся в Констанцию Бонн-о-Фьё (Джобина Ролстон), предстоит спасти честь королевы Анны (Кэролайн Ранкин), по неосторожности подарившей подвески пылкому воздыхателю — герцогу Пусси Банкамену (Гарри Манн).
Также в ролях: Джон Дж. Ричардсон (Уолрус), Чарльз Меццетти (Октопус), Кларенс Вертц (Порпуаз), Фред Кавенс (Бернажу), Жан де Лимур (Рокфор), Бинански Хайман (монах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 19.08.2024
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Лишним свидетельством того, какой колоссальной, причём немеркнущей, популярностью пользуется роман Александра Дюма-отца, служит такой курьёзный факт: задолго до формирования киноиндустрии для взрослых (и выхода немецко-швейцарских «Сексуальных похождений трёх мушкетёров» /1971/, заокеанских «Эротических приключений трёх мушкетёров» /1992/) была снята порнографическая – именно порнографическая – короткометражка «Мушкетёр в ресторане» /1920/. А годом позже увидели свет сразу две дорогостоящие экранизации – настоящие блокбастеры по меркам того времени! Французские продюсеры не поскупились на киносериал Анри Диамана-Берже (14 эпизодов длительностью чуть менее получаса каждый), спровоцировавший ажиотаж в национальном кинопрокате, который наверняка покорил бы и другие страны, если б не тоже роскошная голливудская версия. Следовательно, появление ленты Макса Линдера, предпринявшего тогда вторую попытку завоевать Соединённые Штаты (на сей раз – на свой страх и риск, без поддержки местных киностудий), абсолютно закономерно. Жаль, конечно, что радужные финансовые надежды великолепного (и выдающегося!) комика оправдались не вполне, зато почти сразу утвердилось резонное мнение, что картина стала вершинным достижением «звезды». Мало того, наряду с Чарльзом Чаплином1, изрядно повеселившим своей «Кармен» /1915/, и Бастером Китоном (хотя «Три эпохи» /1923/ выйдут позже) ему принадлежит честь оказаться у истоков феномена кинопародии.
На нашей стране следует остановиться отдельно. Если во Франции альманах «В компании Макса Линдера» /1963/, подготовленный Мод – дочерью незаслуженно подзабытой на Родине легенды, прошёл очень скромно, то в СССР (в сезоне 1965-го) аудитория составила… 19,4 млн. человек. Это лучший показатель для немых кинопроизведений за всю историю отечественного кинопроката! «Семь лет несчастья» /1921/ и «Будьте моей женой» /1921/, ненавязчиво объединённые в связную историю, тоже изрядно смешили, но настоящей жемчужиной киноантологии стали вывернутые наизнанку «Три мушкетёра», провоцировавшие оглушительные взрывы хохота. У меня сложилось впечатление, что гэг в новелле «Операция «Ы», когда Шурик прокалывает Балбеса шпагой, не подозревая, что из «раны» течёт спиртное взамен крови, Леонид Гайдай с благодарностью позаимствовал у Макса. Да и в первоначальном замысле Георгия Юнгвальда-Хилькевича, намеревавшегося усилить абсурдистские нотки и насытить готовящийся мини-сериал ехидными анахронизмами (вроде разъезжающего на автомобиле кардинала Ришелье), чувствуется влияние линдеровского фильма. Конечно, «Три пройдохи» (такое название даёт хоть отдалённое представление о заложенной в заголовок игре слов) покажутся особенно забавными, если загодя ознакомиться конкретно с поползновением стопроцентного американца Дугласа Фэрбенкса предстать в образе храброго гасконца. Вместе с тем на сеансе сложно отделаться от ощущения, что проект не менее важен в контексте творчества автора.
Роль так называемого Дарт-Ин-Агайна исполнена виртуозно. С одной стороны артист вроде бы вышел за рамки привычной комической маски, богатые возможности которой ранее с удовольствием и с редкостным упорством использовал, но с другой – неназойливо наделил покорителя Парижа качествами всё того же, хорошо знакомого публике героя. Элегантного, находчивого, по-галльски жизнерадостного франта, воспринимавшегося чуть ли не олицетворением процветающего (до поры до времени) буржуазного общества. Сочетание черт получилось уникальное. Но Линдер раскрылся ещё и одарённым комедиографом, притом именно пародистом, поглумившись над знакомым с детства сюжетом. Капитаном королевских мушкетёров оказывается лилипут, в распоряжении гвардейцев – изобретения XX века (от телефонных аппаратов, замаскированных в листве деревьев, до мотоциклов), а уж кардинал… Окончательно добивают довольного зрителя кадры, когда Его высокопреосвященство выдёргивает по волоску из головы своего доверенного лица – и друзья Дарт-Ин-Агайна поочерёдно выбывают из погони. До столь дерзкого применения параллельного монтажа не додумался и сам Дэвид Уорк Гриффит! Естественно, всё заканчивается хорошо. Печально, что кумиру оставалось пребывать на нашем бренном свете не так долго, – и уж совсем не укладывается в голове, что талантливый кинематографист, пусть столкнувшийся с некоторым падением славы, решил добровольно расстаться с жизнью, совершив акт суицида на пару с любимой юной супругой.
.
__________
1 – Между прочим, признававшего урождённого Габриэля-Максимилиана Лёвьеля своим учителем.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий