Тридцать семь и два по утрам / 37°2 le matin (1986)
Полнометражный фильм (номинации на «Сезар», «Оскар», «Золотой глобус»).
Другие названия: «37,2° с утра» / «37,2° по утрам» (варианты перевода названия), «Бетти Блю» / «Betty Blue», «37,2 градусов утром» / «37.2 Degrees in the Morning» (международные англоязычные названия).
Франция.
Продолжительность 119 минут (режиссёрская версия – 178 минут).
Режиссёр Жан-Жак Бенекс (номинация на «Сезар»).
Автор сценария Жан-Жак Бенекс по роману Филипа Джиана.
Композитор Габриэль Яред (номинация на «Сезар»).
Оператор Жан-Франсуа Робен.
Премию «Сезар» вручили за лучший рекламный плакат.
Также на премию «Сезар» номинировалась Моник Прим (монтаж).
Жанр: драма, мелодрама
Краткое содержание
Познакомившись с Бетти (Беатрис Даль, номинация на «Сезар»), Зорг (Жан-Юг Англад, номинация на «Сезар») не думал, что их спорадические интимные встречи перерастут в серьёзные отношения, но однажды девушка явилась к мужчине с вещами. Девятнадцатилетняя красавица, ведущая себя вызывающе, сразу не понравилась владельцу пляжных домиков (Клод Конфортес), которые тот обслуживал, но… какое это имеет значение? Зорг и Бетти уже решили связать свои жизни.
Также в ролях: Жерар Дармон (Эдди, номинация на «Сезар»), Консуэло Де Авиланд (Лиза), Клементин Селарье (Анни, номинация на «Сезар»), Жак Мато (Боб), Венсан Линдон (Ришар), Рауль Бийре (старый полицейский), Филипп Лоденбак (редактор), Доминик Пинон (дилер, в режиссерской версии), Клод Офор (доктор), Доминик Беснеар (клиент пиццерии), Катрин Д’Ат (клиент пиццерии), Франк-Оливье Бонне (сотрудник охранной компании), Бернадетт Палас (мама маленького мальчика), Луи Белланти (Марио).
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.07.2024
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Проза Филиппа Джиана стала доступна на русском языке в нулевые. Кроме того, в свете спровоцированного эротическим триллером Пола Верховена «Она» /2016/ мощного резонанса, пусть больше художественного (с налётом скандальности), нежели коммерческого, российское издательство «Эксмо» представило читателям литературный первоисточник. Будем надеяться, что когда-нибудь дойдёт очередь до ранних произведений автора, включая третий по счёту роман, опубликованный в 1985-м году и как раз принёсший французскому писателю (между прочим, армянского происхождения) широкую известность. Экранизация, осуществлённая Жаном-Жаком Бенексом вскоре после появления книги в магазинах, пользовалась повышенным зрительским спросом, превзойдя даже полнометражный дебют под названием «Дива» /1981/1 – так и оставшись в данном отношении вершинным достижением режиссёра. Выпущенную им на рубеже веков расширенную (увеличенную на треть!) версию было бы, наверное, тяжеловато смотреть в кинозале, без перерыва, но в домашних условиях три с лишним часа сеанса пролетают незаметно.
Бенекс, рассматривавший в качестве потенциальных исполнительниц главной женской роли таких «звёзд», как Изабель Аджани и Валери Каприски, не прогадал, остановив выбор на дебютантке. Жану-Жаку принадлежит честь открытия одной из самых чувственных актрис Франции, чья необычная красота и раскованность (в том числе в знойных эротических сценах) мгновенно покоряет. Но дело не только в этом. Дальнейшая судьба урождённой Беатрис Габарру показала, что исполнительница до известной степени схожа с Бетти. Печально, что её муж Жан-Франсуа Даль (художник по профессии), не выдержавший нового графика дражайшей половины, совершил попытку самоубийства вскоре после развода. А в январе 2005-го обывателей шокировало сообщение, что артистка обвенчалась с Гунаэлем Мезиани, отбывавшим двенадцатилетний тюремный срок за избиение и изнасилование бывшей подруги, с которым была знакома всего сутки. Позже Беатрис призналась, что брак обернулся «полной катастрофой». Поступок вполне в духе героини, явившейся однажды на порог к Зоргу, чтобы навсегда изменить жизнь того, кто предпочитает вести скромное, ничем не примечательное существование, фактически предав своё призвание.
Фильм обладает всеми признаками мелодрамы, причём режиссёр буквально во вступительных кадрах недвусмысленно обещает публике накал страстей, поднимающих температуру тела до отметки 37,2 градусов по Цельсию, что считается нижним порогом субфебрильной лихорадки, сигнализирующей о заболевании организма. Конечно, истинный «воспалительный процесс» у пары вызван любовью, когда половое влечение теснейшим, неразрывным образом переплетено с высокими чувствами. И это не пустые слова! В противном случае Бетти, вероятно, не смогла бы рассмотреть в избраннике талант к сочинительству. Именно девушка настаивает на отправке по почте рукописи, собственноручно набранной на печатной машинке, в разные издательства – и гневно реагирует на оскорбительный ответ главного редактора. По иронии судьбы, пришедший вызволять её в полицейский участок Зорг наталкивается на собрата по несчастью… Да, формально проба пера состоялась раньше, до знакомства с пылкой красавицей, но муза во плоти всё равно заявилась на редкость вовремя, не позволив мужчине отчаяться и смириться с участью разнорабочего, безропотно выполняющего поручения хозяина-скупердяя по покраске пляжных домиков. Как ни печально, истерические приступы, сопровождающиеся выбрасыванием вещей и битьём посуды, не просто учащаются, но на поверку – служат предвестием серьёзного душевного расстройства, толкающего на членовредительство (и, вероятно, усиливающего суицидальные наклонности). Психиатры наверняка захотят приписать её влиянию и девиантное поведение Зорга, идущего на ограбление (в женской одежде), а затем – проникающего в больничную палату с совсем мрачной целью. Но убийство возлюбленной, крепко привязанной ремнями к койке, напичканной седативными препаратами, ничего не ощущающей, воспринимается, скорее, трагическим жестом… Увы, Бетти так и не узнала, что старания продвинуть писателя-самородка в конечном счёте увенчались успехом. Теперь, обретя себя, он точно не согласится на жалкое, компромиссное бытование. Лично я, к слову, не удивился словам Бенекса, что отношения Жана-Юга Англада с Беатрис вышли далеко за чисто профессиональные рамки: что ни говори, есть вещи, которые нельзя «сыграть» – можно только внутренне прожить.
.
__________
1 – В национальном кинопрокате аудитория составила 3,6 млн. человек (восьмое место в сезоне), и ещё $2 млн. кассовых сборов принесла демонстрация за океаном.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий