Трон / Tron (1982)
Другие названия: «Трон: Электронный гладиатор» / «Tron: The Electronic Gladiator» (рекламное название).
США.
Продолжительность 96 минут.
Режиссёр Стивен Лисбергер.
Авторы сценария Стивен Лисбергер, Чарльз С. Хаас (без указания в титрах) по сюжету Стивена Лисбергера, Бонни МакБёрд.
Композитор Уэнди Карлос.
Оператор Брюс Логан.
На премию «Оскар» номинировались: Элоиза Дженссен, Розанна Нортон (художники по костюмам), Майкл Минклер, Боб Минклер, Ли Минклер, Джеймс ЛаРу (звук).
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, научная фантастика
Краткое содержание
Талантливый программист Кевин Флинн (Джефф Бриджес) сообщает своим бывшим коллегам, Алану Брэдли (Брюс Бокслейтнер) и Лоре (Синди Морган), что был уволен из ENCOM из-за присвоения созданных им компьютерных игр Эдом Диллинджером (Дэвид Уорнер), занявшим один из ведущих постов в корпорации. Кевин признаётся, что намерен найти доказательства, проникнув в базу данных компании. Однако у него на пути встаёт могущественная программа «Мастер Контроль», вынашивающая планы по порабощению мира.
Также в ролях: Барнард Хьюз (доктор Уолтер Гиббс / Дюмон), Дэн Шор (Рэм), Питер Юрасик (Кром), Стюарт Томас (Питер / лейтенант Сарка), Крэйг Чади (воин), Майкл Дудикофф (второй призывник).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.04.2023
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
«Трон» не стал первым в истории мирового кинематографа фильмом, посвящённым виртуальной реальности. Среди тех, кто обращался к данной проблематике ранее, был даже выдающийся немецкий режиссёр Райнер Вернер Фасбиндер (мини-сериал «Мир на проводе» /1973/)! Но подобный проект всё равно показался революционным, тем более для Walt Disney Pictures, всегда отличавшейся известной консервативностью и аполитичностью. Говорят, многие штатные аниматоры студии поддались луддистским настроениям, не согласившись работать на картине из опасений, что активно внедряемые и пропагандируемые компьютерные технологии оставят их без работы. По иронии судьбы, Стивен Лисбергер тоже начинал в традиционной мультипликации, в том числе – осуществив постановку полнометражных «Олимпийских игр животных» /1980/. Да и красноречивый эпизод, где престарелый доктор Уолтер Гиббс бросает в сердцах Диллинджеру («врагу общества №1» конца XX столетия?!), что ему вовсе не нравятся последние изменения в компании, когда-то «основанной в гараже», является отсылкой к судьбе всё же не свежеиспечённых «пиратов Силиконовой долины»1, а самого Уолта…
Если Джон Карпентер в «Побеге из Нью-Йорка» /1981/ из соображений экономии предпочёл компьютерной графике постройку стилизованных декораций, то солидный ($17 млн.) бюджет «Трона» был потрачен преимущественно на специальные эффекты и, кстати, окупился не без труда2. И Лисбергер, даже если не стал первопроходцем в теме (он же, заметим, написал сценарий по собственному сюжету, придуманному совместно с Бонни МакБёрд), всё равно может смело претендовать на звание основоположника новой эстетики, чуть позже окрещённой «киберпанком». Привлечение французского художника-авангардиста Жана Жиро (творческий псевдоним – Мёбиус) позволило учесть богатейший опыт модернистских течений, от кубизма до малевичевского супрематизма, придав абстракциям живописцев актуальное и вполне оправданное содержание. Геометрически строгая организация пространства по ту сторону монитора, с обилием прямых линий и чётких, лишённых полутонов цветов, куда оказываются «вписаны», точно духи, оцифрованные образы людей, является замечательной метафорой для наглядного и драматургически выигрышного представления на экране машинного кода! Программа-освободитель «Трон», написанная Аланом для борьбы с «Мастером Контролем», не случайно цитирует кэрролловскую Алису, намекая, что дезинтегрированный при помощи лазера Кевин находится в ультрасовременной разновидности Страны чудес или Зазеркалья, подтверждая своим присутствием обоснованность веры программ в существование пользователей. Но, пожалуй, удивительнее всего для «диснеевского» произведения – предупреждение о могуществе искусственного интеллекта, который может быть эффективнее человеческого разума в 900-1200 раз и прийти к вполне логичному выводу взять под контроль ключевые системы автоматизированного управления, вплоть ядерного оружия. Мотив буквально на следующий год с блеском разовьют коллеги, поведав об опасностях глобальных «военных игр».
.
__________
1 – Если воспользоваться названием замечательного телефильма об истории противоборства IBM, Apple Inc. и Microsoft.
2 – Прокатная плата (при кассовых сборах в $33 млн.) составила $16,7 млн. и несопоставима с доходами от реализаций серии видеоигр, написанных по мотивам киноленты.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Добавить комментарий