Трудно быть богом / Trudno byt’ bogom / Es ist nicht leicht ein Gott zu sein (1989)

Трудно быть богом / Trudno byt’ bogom / Es ist nicht leicht ein Gott zu sein (1989): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Бог-бунтарь» / «Un dieu rebelle» (Франция), «Трудно быть богом» / «Hard to Be a God» (международное англоязычное название).

ФРГ, Франция, СССР, Швейцария.

Продолжительность 119 минут.

Режиссёр Петер Фляйшман.

Автор сценария Жан-Клод Каррьер, Пьер Кристин, Петер Фляйшман по роману Аркадия Стругацкого и Бориса Стругацкого

Композитор Юрген Фритц.

Операторы Ежи Гошик, Павел Лебешев, Клаус Мюллер-Лауэ.

Жанр: приключенческий фильм, драма, научная фантастика

Краткое содержание
Антон (Эдвард Жентара), обитатель Земли далёкого будущего, сотрудник Института экспериментальной истории, находится под именем аристократа Руматы Эсторского на далёкой планете Арканар, живущей по жестоким средневековым законам. В его задачу входит оставаться сторонним наблюдателем, бесстрастно фиксируя события. Румата становится свидетелем травли выдающегося учёного-астронома Будаха (Андрей Болтнев), убийства инженера Хаука (Михаил Глузский), изобретателя печатного станка, бесчинств, творимых серой гвардией короля (Пьер Клементи), наконец, возвышения бессердечного и коварного кардинала Рэбы (Александр Филиппенко). И в один прекрасный момент его терпению приходит конец.

Также в ролях: Анн Готье (Кира), Кристина Кауфман (дона Окана), Юг Кестер (Цурэн Правдивый), Элгуджа Бурдули (барон Пампа), Бригит Доль (Анка), Регимантас Адомайтис (дон Кондор), Вернер Херцог (Мита), Томас Шюкке (Ян), Маркус Офф (Лукас), Ангелика Томас (Изабелла), Юра Нещеретный (принц), Лев Перфилов (лже-Будах), Илья Иванов (Вага Колесо), Иван Герасевич (Цупик), Михаил Крамар (отец Аба), Вадик Капориков (Уно), Нина Ильина (Сиула), Арнис Лицитис (дон Рипат), Вячеслав Ганенко (помощник Будаха), Геннадий Храпунков (церемониймейстер), Олег Исаев (дон Тамэо), Сергей Озиряный (дон Пифа), Геннадий Иванов (Багир Киссэнский).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.09.2016

Авторская оценка 4/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Трудно быть богом / Trudno byt’ bogom / Es ist nicht leicht ein Gott zu sein (1989): кадр из фильма
Прогрессор-романтик

Появившись на издыхании «перестройки», фильм противопоставлялся (чтобы не сказать – ставился в пример) «Подземелью ведьм» /1990/, созвучному в жанрово-тематическом отношении и также являвшемуся экранизацией прозы знаменитого советского писателя-фантаста. Юрий Мороз, обратившийся к рассказу Кира Булычёва и сделавший ставку на зрелищность и занимательность, будто бы решительно уступил мастеру из-за границы, взявшемуся за адаптацию одного из лучших, философски насыщенных романов Аркадия и Бориса Стругацких. Тем более что Петер Фляйшман, некогда добившийся наибольшего признания сатирической антиутопией «Гамбургская болезнь» /1979/, олицетворял собой, как минимум, всё «молодое немецкое кино», дополнительно заманив самого Вернера Херцога (на небольшую, но знаковую роль Миты). Кроме того, участие в проекте как выдающихся отечественных (Александр Филиппенко, Михаил Глузский, Андрей Болтнев), так и французских1, итальянских (Пьер Клементи), польских (конечно же, Жентара) и иных европейских кинематографистов с репутацией интеллектуалов и приверженцев cinema d’auteur придавало фильму особый вес. Вот только заслуженными ли были лавры? На мой взгляд, ни в коей мере – во всяком случае если судить не по оригинальной, а по дублированной на русский язык версии, режиссёром которой в титрах значится Владимир Горпенко.

Трудно быть богом / Trudno byt’ bogom / Es ist nicht leicht ein Gott zu sein (1989): кадр из фильма
Готов навести порядок

Дело не в достаточно вольном обращении Фляйшмана и Карьера с оригинальным текстом, вплоть до совершенной «отсебятины» в финале, полностью изменившей смысл литературного первоисточника: приверженцы десятой музы, да ещё воспитанники совсем других культурных традиций, имеют на то полное право. Допустим, попытка развить, если не предложить альтернативу, железные законы истмата, которые в иных («экспериментальных») условиях могут действовать по-иному, их не слишком заинтересовала. Хорошо, пусть во главу угла будет поставлен вопрос о том, может ли цивилизованный человек, а тем более – посланник нашего светлого будущего, опуститься до дикости и разнузданности феодальных страстей. Но это совершенно не оправдывает возникающего во время просмотра ощущения какого-то поверхностного и скоротечного погружения в чужой художественный мир, выразившегося и в небрежности декораций, и в неубедительном существовании на экране актёров, и в низком уровне комбинированных съёмок2 и трюков. Главное же, раздражает отсутствие элементарного подобия органичного сочетания экранных событий с философскими откровениями, вкладываемыми в уста действующих лиц. Если уж высказываться по гамбургскому счёту, «Трудно быть богом» ближе, скорее, к другому яркому примеру ко-продукции тех лет – приснопамятному «Заклятию долины змей» /1988/.

.

__________
1 – Соавтором сценария выступил признанный кинодраматург Жан-Клод Каррьер.
2 – Одна только имитация крушения вертолёта способна рассмешить до колик!

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Что говорят… Что пишут… // Ровесник. – 1989, № 1. – С. 22-23.
Эрина Д. Трудно быть богом // Экран – детям. – 1990, № 02. – С. 2-3.
Дубровский Михаил. Кир Булычёв: «Я долго искал, но всё равно не нашёл» // Фантакрим MEGA. – 1992, № 4. – С. 60-62.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий для Аполлобой Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+