Цель номер один / Zero Dark Thirty (2012)

Цель номер один / Zero Dark Thirty (2012): постер

Полнометражный фильм (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Другие названия: «Полпервого ночи» / «Двенадцать тридцать ночи» (варианты перевода названия), «Убить Бен Ладена» / «Kill Bin Laden» (рабочее название), «За Бога и Отчизну» / «For God and Country» (рабочее название).

США.

Продолжительность 157 минут.

Режиссёр Кэтрин Бигелоу (номинация на «Золотой глобус»).

Автор сценария Марк Боал (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Композитор Александр Деспла.

Оператор Грейг Фрэйзер.

Премию «Оскар» получил Пол Н.Дж. Оттоссон (звуковой монтаж).

Также на премию «Оскар» номинировались Уильям Голденберг, Дилан Тиченор (монтаж).

Жанр: драма, исторический фильм, триллер

Краткое содержание
Офицер Центрального разведывательного управления по имени Майя (Джессика Честейн, премия «Золотой глобус» и номинация на «Оскар») прибывает в Пакистан, где под видом сотрудника посольства США должна принять участие в установлении местонахождения и нейтрализации Усамы Бен Ладена. Женщина знакомится с методами допросов с пристрастием подозреваемых в связях с «Аль-Каидой», проводимых Дэном (Джейсон Кларк) в одной из секретных тюрем. Сбор сведений затягивается на несколько лет, однако в итоге усилия Майи и её коллег приносят плоды.

Также в ролях: Реда Катеб (Аммар), Кайл Чендлер (Джозеф Бредли), Дженнифер Эль (Джессика), Гарольд Перрино (Джек), Джереми Стронг (Томас), Дж.Дж. Кендал (Дж.Дж.), Скот Эдкинс (Джон), Эйад Зуби (Зайед), Марк Стронг (Джордж) Джессика Коллинс (Дебби), Джеймс Гандольфини (директор ЦРУ).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.11.2016

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Цель номер один / Zero Dark Thirty (2012): кадр из фильма
Аналитик анализирует обстановку

Марку Боалу, вынашивавшему замысел на протяжении многих лет (считается, что толчком послужили бои за пещерный комплекс Тора-Бора, ведшиеся в декабре 2001-го года), надеясь, что постановку осуществит именно Кэтрин Бигелоу, повезло. Весть об успешно завершившейся операции с кодовым наименованием «Копьё Нептуна» стала мировой сенсацией – и заинтересовать киностудии (производственный бюджет составил $40 млн.), особенно в свете триумфа у членов Американской Академии кинематографических искусств и наук «Повелителя бури» /2008/, не составило особого труда. Вот только… повезло ли? Изменение ситуации вынудило полностью, причём достаточно оперативно – за пять месяцев, переписать сценарий, и, что ещё хуже, подверглась радикальному изменению концепция как таковая. В «Цели номер один», вынесенной на суд публики (вынесенной с успехом1, пусть новой россыпи премий «Оскар» авторы не дождались), остались слабые отголоски исходных идей. Лишь в первой части повествования можно, если напрячь внимание, уловить едва различимое созвучие предыдущему совместному детищу Боала и Бигелоу, обнаружив небезынтересную мысль о том, что законспирированная деятельность сотрудников ЦРУ по своей сути мало чем отличается от службы сапёра в горячей точке, раз за разом вызываемого для разминирования взрывных устройств. И даже не в плане личной безопасности, хотя риск пасть жертвой террористического акта отнюдь не сведён к нулю: сама Майя подверглась в автомобиле обстрелу из автоматов, а её коллега – погибла, доверившись потенциальному информатору. Имеется в виду то ощущение сизифова труда, которому не видно конца-краю – и который выматывает, не принося ничего, кроме стрессов, морального и физического опустошения. Вместе с тем – есть существенное отличие: на поверку цель номер один оказывается не такой уж недостижимой!

Цель номер один / Zero Dark Thirty (2012): кадр из фильма
Долгожданная операция

Авторов, как известно, подвергли критике за ряд моментов, прежде всего – за то, как показаны пытки. Но здесь – не всё однозначно. Конечно, широкое применение мер, стыдливо обозначаемых при помощи эвфемизма «расширенные методы допросов», не осуждается так же безоговорочно и страстно, как в драме «Версия» /2007/. Признание Дэна, человека по-своему неплохого, что устал истязать и унижать тех, кого подозревают в причастности к деятельности «Аль-Каиды», и последующий уход вряд ли извиняют его поступки (и соответствующие распоряжения руководства). Да и Майя, быстро подавив естественное отвращение, втягивается в порочную практику… Вот только логика развития событий неумолимо подводит к выводу, что такой способ оказывается далеко не самым эффективным. Те крупицы ценной информации, что удавалось выбить из людей, решить задачу не позволяли: дело сдвинулось с мёртвой точки позже, а решающий вклад внесла старая добрая оперативная работа (скрытное наблюдение за объектом) в сочетании с использованием новейших технических средств.

Цель номер один / Zero Dark Thirty (2012): кадр из фильма
Патрон в ожидании

Впрочем, это – всё-таки частный аспект. Удивительно другое. Картина в целом вписывается в ту странную пропагандистскую линию Голливуда (включающую «Уцелевшего» /2013/, «Снайпера» /2014/ и т.д.), в которой превознесение могущества вооружённых сил и спецслужб США при ближайшем рассмотрении оборачивается свидетельством, наоборот, некомпетентности и элементарного разгильдяйства. В данном случае – сотрудники ЦРУ, обладая колоссальными возможностями, поголовно демонстрируют стремление не достичь нужного результата (притом что поимка Бен Ладена как таковая проблему терроризма, заметим в скобках, не устранила), а не выйти за рамки разработанных бюрократических процедур. Грубо говоря, сказано пытать – значит пытаем… Та же Майя выглядит (даже если не обошлось без сгущения красок), скорее, одиночкой, чей энтузиазм, граничащий с фанатизмом, отпугивает коллег, не вызывая симпатии и желания помочь. Это тот случай, когда гора родила мышь – когда гигантская система с помпой и огромными сопутствующими затратами (и речь не о «мелочах» вроде взорванного диверсантами вертолёта) ликвидировала больного старика, однако ничего существенного – не изменилось. Разве что возник (подозрительно вовремя) замечательный повод для шумной информационной кампании, впоследствии помогший лауреату Нобелевской премии мира переизбраться на второй президентский срок – и продолжить курс на разжигание больших и малых войн в разных регионах планеты. Пакистанцы же, как и все прочие недовольные, должны быть благодарны, что руководство сверхдержавы утвердило проведение специальной операции (на территории вроде как суверенного государства, да ещё с ядерным потенциалом), а не удар ракетой: для использования высокоточного оружия показалось недостаточно свидетельств в пользу того, что Усама находится в доме. Редкостное великодушие!

.

__________
1 – Впрочем, из $132,8 млн. кассовых сборов свыше 70 % пришлось на национальный прокат, что весьма красноречиво.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+