Цветы лиловые полей / The Color Purple (1985)

Краснова Рена. Вупи Голдберг. Рекордсмен 90-х // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 6-7.

ЛИЦО В КАДРЕ

ВУПИ ГОЛДБЕРГ

РЕКОРДСМЕН 90-х

Десятилетие назад вышел «Цвет лиловый» Стивена Спилберга. Для тех, кто знал режиссера как создателя увлекательных авантюрных лент, этот фильм явился сюрпризом. Не осталось незамеченным и главное открытие Спилберга – актриса Вупи Голдберг. Причем путь 36-летней исполнительницы к первой роли в кино был долгим, трудным, извилистым.

Вупи Голдберг (ее настоящее имя – Ни Кэрин Джонсон) с 8 лет начала выступать в детском театре Элен Рубенстайн. В конце 60-х примкнула к хиппи, пристрастилась к наркотикам, однако сумела победить эту склонность. Короткое время была замужем, имеет дочь. В 1974 году получила роль в Репретори тиэтр (Сан-Диего), потом выступала в Блэк стрит тиэтр (Беркли). По-настоящему прославилась в 1983 году, выступив в «Шоу привидений», где создала шесть разнообразных характеров – от нищенки до миллионерши. Шоу имело огромный успех. С ним Вупи объехала Европу, побывала в Канаде, а закончила турне на Бродвее, куда попала по приглашению Майка Николса.

В 1985 году «Шоу привидений» сняли на пленку и несколько раз показывали по телевидению, но никто не спешил вновь пригласить ее на съемочную площадку. И тогда Вупи решила действовать сама. В середине 80-х в число бестселлеров попала книга Элис Уокер «Цвет лиловый», рассказывающая о судьбе черной женщины, постепенно освобождающейся от рабской угнетенности. Вупи написала автору и просила замолвить за нее словечко, если роман будут экранизировать. Вскоре она получила роль.

Трудно представить себе судьбу женщины более обездоленной, чем Селия Джонсон. Когда она была подростком, отец принудил ее к сожительству. Двоих детей, родившихся от этого союза, он продал семье пастора Сэмьюэля, которая уехала с миссионерскими целями в Африку. Затем она была насильно выдана замуж за богатого вдовца Элберта Джонсона, видевшего в ней только няньку троих своих детей да прислугу. Селия разлучена и с любимой сестрой Нетти.

В первой трети фильма играет совсем юная актриса – маленькая, пухлая, с наивно-бесхитростным взглядом и удивительно выразительными жестами. Вупи появляется вскоре после разлуки сестер. Изможденная, неловкая в движениях, лишенная и намека на очарование. Она превратилась в «черную костлявую уродину», как величает ее не слишком любезный муж.

Но Селия уже готова к бунту. В ее руки попали, наконец письма сестры. Мысль, что она нашла детей и любимую сестру, с которыми была разлучена двадцать лет, придала ей силы. Плечи расправились, голова горделиво поднята. Изящное платье облегает худощавую фигуру. Элберт поднимает руку, чтобы по привычке ударить жену, но отступает назад, пораженный ее новым обликом.

Образ Селии Джонсон представляется особенно значительным, если рассматривать его в контексте всего творчества Вупи Голдберг, актрисы по природе своего таланта характерной, а не драматической. С ее ужимками, гримасами, нелепыми жестами она просто создана для комедии, что было замечательно подтверждено фильмами «Джек Флэш-попрыгунчик», «Воровка», «Телефон».

Самой удачной до сих пор остается картина «Джек Флэш…», в которой она сыграла банковскую служащую Терри Дулитл, случайно приобщенную к тайнам британской разведки. Все нелепо в этой женщине – от костюмов до привычки подметать квартиру огромной зубной щеткой. К тому же в моменты сильнейшего волнения Терри забывает приличные слова и буквально потрясает окружающих сквернословием. В фильме множество превосходных гэгов, которые могли бы принести славу любому комику. Нелепая, некрасивая, шокирующе одетая, но при этом добрая, чистая, честная, целеустрем-

6

ленная – такой предстает героиня Вупи Голдберг, и эти качества составляют пленительную сущность созданных ею характеров, необыкновенно симпатичных и милых, несмотря на внешнюю грубоватость.

«Смертельная красотка» – один из самых брутальных полицейских фильмов 80-х годов. Появился новый наркотик, из-за которого люди либо умирают, либо впадают в безумие. Предельно обостряется борьба группировок за сферы влияния. Офицер отдела по борьбе с наркотиками Рита Ризолли оказывается в самом эпицентре этого противостояния. Она виртуозно владеет всеми видами оружия, свирепое выражение не сходит с ее лица.

В этой картине у Вупи появился белый возлюбленный – обаятельнейший Сэм Эллиот, исполнивший роль Майкла Маршака, телохранителя Крула, в лабораториях которого и был создан адский наркотик. Однако любовную сцену боссы МГМ распорядились вырезать.

Фильм «Сердце Клары» (1988) стал воплощением традиционного для американской культуры образа негритянки, до конца дней преданной белым хозяевам. Сходный характер актриса создала и в картине «Коррина, Коррина» (1994), где сыграла роль умной и всепонимающей воспитательницы белой девочки, лишившейся матери.

Совсем по-иному увидел Вупи Голдберг русский режиссер А.Михалков-Кончаловский. В «Гомере и Эдди» (1989) он представил ее в образе дикой неуправляемой женщины, из-за опухоли мозга обреченной на скорую смерть. Не способная на компромиссы, Эдди в очередной раз сбегает из психушки. Вскоре судьба посылает ей в попутчики Гомера, здоровенного парня с разумом младенца – результат травмы, полученной в детстве. Непосредственность и незлобливость Гомера с лихвой компенсирует ярость Эдди. Несмотря на разительную несхожесть, двое отверженных прекрасно понимают друг друга. Их бегство превращается в увлекательное приключение. Этот фильм еще раз продемонстрировал спектр творческих возможностей Вупи Голдберг, с легкостью переходящей от драмы к комедии и от комедии – к трагедии. В 1991 году она получила «Оскара» за «Призрака», где сыграла ясновидящую, с помощью которой удается найти убийцу банкира и предотвратить гибель его возлюбленной. Примечательно, что ролью второго плана Вупи как бы оттеснила главных исполнителей Патрика Суэйзи и Деми Мур.

Теперь она стала для продюсеров особенно желанным объектом. За первую половину 90-х годов актриса снялась в 16 фильмах! Но парадокс: хотя предложений становилось все больше, роли оказывались все меньше. «Большая пена», «Игрок», «Сарафина», «Обнаженные в Нью-Йорке»… Имя Вупи Голдберг написано в титрах крупными буквами, но ее героини занимают более чем скромное место. Когда журналисты поинтересовались, почему она соглашается на такие роли, Вупи ответила с обезоруживающей честностью: «Я не думаю, что мое положение в киноиндустрии незыблемо. Сейчас все идет хорошо. А если какие-то ленты провалятся в прокате, мне снова придется сидеть и ждать, чтобы кто-нибудь пригласил на съемочную площадку. Так что стараюсь использовать каждую возможность».

Фильм «Призрак» словно разделил творческую биографию актрисы на две части. Позади остались годы, когда она выкладывалась в каждой роли. Теперь она раздобрела, даже как-то отяжелела. Да и манера исполнения стала больше тяготеть к лирике.

Способность героинь Голдберг создавать проблемы на пустом месте не обошли стороной и Делорес, певичку из ночного клуба в фильме «Действуй, сестра».

Из-за рокового стечения обстоятельств ей угрожает преследование мафии. Чтобы защитить свидетельницу, комиссар полиции предлагает Делорес отсидеться в монастыре. Жизнь без песен, сигарет и телефона повергает ветреницу в уныние, и настоятельница поручает ей руководство монастырским хором. А вскоре святые сестры удостаиваются чести выступить пред самим Папой.

Фильм пользовался огромным успехом, и в 1993 году на экраны вышла вторая серия. К Делорес, ставшей звездой шоу в Лас-Вегасе, прибывает делегация монахинь и умоляет стать учительницей музыки в школе для бедных детей. Та не в силах отказать и, надев на себя черную рясу, вступает на педагогическую стезю.

Здесь ей приходится сражаться не только с учениками, но и с руководством школы. Однако Делорес побеждает и на этот раз. Созданный ею хор выигрывает национальный конкурс, а школа, находящаяся под угрозой закрытия, становится знаменитой на всю страну.

Обстоятельства побуждают некоторых женщин прибегать к искусственному оплодотворению. Вот и Сэра Мэттьюз в картине «Сделано в Америке» после смерти мужа решает воспользоваться подобным методом. Но при этом она ставит три условия: донор должен быть черным, интеллигентным и не слишком высокого роста. Рожденная таким образом дочь позже разыскивает своего отца и узнает, что он белый. А между познакомившимися родителями разгорается любовный роман. Нестандартность ситуации позволила Вупи Голдберг и на сей раз блеснуть своим комедийным даром. Актриса сделала немало для того, чтобы американская аудитория перестала обращать внимание на цвет кожи своих исполнителей и начала принимать их такими, какие они есть.

Последняя ее работа – «Парни побоку».

Рена КРАСНОВА

7

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+