Туманность Андромеды / Tumannost Andromedy (1967)

Меркурьев Геннадий. От утопии к кошмару // Ровесник. – 1965, № 02. – С. 15-16.

ОТ УТОПИИ к КОШМАРУ

Человеку свойственно мечтать, надеяться и верить в лучшее будущее. От седых времен древности до наших дней людей не покидала уверенность, что в грядущих веках жизнь человечества будет светлее, прекраснее, счастливее.

Искусство – это «машина времени», которая во все эпохи помогала людям переноситься на 20, 100, 1000 лет вперед. В эпоху Возрождения английский гуманист Томас Мор, мечтая об идеальном государстве, все граждане которого были бы свободны и равны, создал силой воображения страну «Утопию». («Утопия» – слово греческое, и его вольный перевод означает: «место, которого нет».) С этим замечательным произведением связано возникновение утопического социализма.

Сто лет спустя вольнолюбивый доминиканский монах итальянец Томмазо Кампанелла пишет свою великолепную книгу «Город солнца». Пишет ее в тюрьме, где он просидел 27 лет за попытку поднять восстание. Его мечта об идеальном коммунистическом обществе помогла развитию прогрессивной общественной мысли тех дней, сыграла немалую роль в социальном прогрессе.

А сколько было создано потом подобных произведений, пронизанных любовью к человеку, верой в его силы и творческий гений!

На смену фантастической литературе пришла научная фантастика, которая в наши дни имеет миллионы своих почитателей. Но как различны книги о будущем, издающиеся в нашей стране и на Западе. Там даже появился новый термин – «антиутопия», придуманный писателями, утверждающими, что в век атома и кибернетики не может быть места для надежд на светлое будущее.

На самом же деле «антиутопия» – это порождение глубоких противоречий современного империализма, его мрачной действительности, попытка перенести на будущее все пороки современного буржуазного строя, стремление оправдать строй, научные и технические достижения которого несут людям труда неисчислимые страдания. Авторы современных «антиутопий» рисуют страшные картины грядущего, лишая человека даже мечты о светлом завтра.

Два года назад в Западной Германии увидела свет книга молодого писателя Германа Линса «В устьях рек». Действие ее развертывается в мрачной стране, где живет «волчий народ», или «серые собаки», – хитрые, сильные, жестокие полулюди-полузвери. Один из вожаков этого сброда так излагает свое кредо: «Мы учим: запаситесь ножами! Запаситесь ножами! Запаситесь ножами! Мир – это несчастье, он вообще невозможен. Он противоестествен!»

Г. Линс пророчит неизбежную гибель цивилизации, упиваясь мрачными подробностями сочиненного им падения человечества.

Ничуть не лучшее впечатление оставляет и роман Р. О. Вимера «Не ведаете ни дня, ни часа, или иссякший поток», вышедший тоже два года назад в ФРГ.

Автор поселил своих героев в фантастической стране, где жизнь тяжела и сурова. Произвол императора и его наместников, стихийные бедствия, нападения диких зверей и разбойников…

«Твои страдания, человек, не случайны, – утверждает автор, – они закономерны. Так было и будет всегда. И надо смириться с этим, безоговорочно подчинившись сильным мира сего».

Буржуазия умело использует такого рода «произведения» для того, чтобы убедить молодежь в бессмысленности борьбы за свои права, за свое будущее. С помощью подобной литературы буржуазная пропаганда пытается внушить молодым, что борьба за будущее ничего хорошего им не несет, а ведет только к подавлению свободы человеческой личности.

Где же выход? Авторы «антиутопий» предлагают молодым людям довольствоваться существующим строем и порядками и, главное, созидать собственное благополучие, не отвлекаясь заботами о других людях.

Действие романа «Падение» западногерманского писателя Ганса Ольшавски развертывается в фантастическом городе Горбиале, где герои ведут такие разговоры: «Патриотизм – чувство, насаждаемое путем оскорбительных махинаций, от природы несвойственное человеку…», «Предательство как одна из возможных форм самоутверждения, как философский протест заслуживает глубочайшего уважения…»

Французский писатель Серж Кансер недавно выпустил в Париже роман «Волки в городе», действие которого происходит в XXI веке, когда на всей земле победил коммунизм.

Автор довольно убедительно показывает небывалый уровень развития науки, техники и экономики, когда космические корабли бороздят просторы вселенной, а все люди живут в большом достатке.

Но победа коммунизма, утверждает С. Кансер, не стала торжеством человека. Цивилизация, преодолев все преграды на пути к радостному грядущему, не сумела перешагнуть через вражду поколений, что ведет в конечном счете к гибели человечества. Молодые люди, действующие в романе, показаны сворой садистов и террористов. Они вешают мэра города, запретившего им проведение ночных мотогонок, и жаждут проделать то же самое со своими родителями.

По мнению автора, при коммунизме вырастет молодое поколение вандалов, которым не дороги духовные и материальные ценности человеческой культуры, поколение убийц, жаждущих крови.

Смешно опровергать этот бред сумасшедшего, но истоки его понятны. Человеку, живущему в мире растущей преступности среди молодежи, в мире эксплуатации и насилия, трудно представить себе иное общество, иные человеческие отношения, невозможно понять высокие коммунистические идеалы.

Поэтому современная буржуазная фантастика, обращаясь к будущему, фальсифицирует реальные тенденции исторического развития. Фантасты Запада тщатся доказать, что человечество и через 200 лет будет по своим социальным отношениям примерно таким же, как и сегодняшнее капиталистическое общество.

Серж Кансер, десятки других писателей Запада придерживаются нелепого убеждения: «Ничто не может переделать природу человека, его страсть к наживе, богатству, власти».

Многие сочинители фантастических «романов ужаса» рисуют леденящие душу картины грядущей гибели мира. Они не скупятся на самые кровожадные подробности, упиваясь страшными деталями уничтожения человечества в атомной войне, его медленного одичания, вымирания и полного исчезновения с лица земли. И нет у них сожаления к людям, потому что они убеждены, что иной судьбы и не заслуживает человек, погрязший во всех смертных грехах. Одной из многочисленных книг такого рода является роман «Триумф» американского писателя

15

Ф. Уили, вышедший в 1963 году в Нью-Йорке. В нем подробно описывается американо-советский конфликт, завершающийся атомно-ракетной войной, в результате которой гибнет все живое.

Среди авторов «антиутопий» есть немало таких, которые пытаются все беды, вызванные социальными противоречиями современного буржуазного общества, свалить на науку. Некоторые из них сознательно придают самодовлеющее значение науке и тем самым пытаются снять вину с подлинных преступников – реакционеров и милитаристов, толкающих народы в пучину военных авантюр. Другие упорно предсказывают гибель человеческого разума в условиях кибернетических машин и уничтожение всего человечества взбунтовавшимися роботами.

Было бы, конечно, неправильно считать, что на Западе наряду с низкопробной фантастикой нет произведений с прогрессивными тенденциями, в которых авторы, рассказывая о будущем, не осуждали бы реакционные силы современного капиталистического общества, не разоблачали бы его противоречий.

Интересен своей актуальностью фантастический роман американских писателей Ф. Нибел и Ч. Бейли «Семь дней в мае», изданный полтора года назад в США.

События развертываются в 1974 году. Президент США подписывает в Вене договор с главой Советского правительства о запрещении и уничтожении ядерного оружия. Но это решение приходится нс по душе реакционным силам страны, особенно военным, которые организуют заговор против президента. Они заявляют, что тот, подписав договор с СССР, якобы «продал США коммунизму». Авторы вскрывают полную беспомощность президента перед лицом переворота, неспособность его противостоять горстке заговорщиков.

Среди современных американских фантастов, не торгующих своим талантом, хочется назвать Спрэг де Кэмп, Поула Андерсона, Рэя Брэдбери, Айзека Азимова. Однако, честно разоблачая современную буржуазную действительность, они в то же время не могут дать читателю позитивных представлений о грядущих днях человечества, пессимистически смотрят на будущий мир.

Это довольно отчетливо проявляется в «Девяти завтрашних рассказах о ближайшем будущем» А. Азимова. В рассказе «Чувство силы» автор направляет свою сатиру против сил реакции, которые все подчиняют целям войны. Сюжет рассказа прост. Люди будущего, научившись все делать машинами, совершенно разучились считать. Но однажды молодой техник сделал открытие, прочитав в старой книге, что когда-то люди на земле умели считать без машин. Конгрессмены немедленно решают это открытие использовать в военных целях. Скромный техник, узнав об этом, кончает жизнь самоубийством.

Разочарованием в современной цивилизации наполнен рассказ «Все земные тревоги». Здесь Азимов повествует об изобретении мультивика, кибернетического чуда, очень похожего на человека. Ему ставится задача собирать сведения о тех людях, которые собираются совершить преступления. Устав от всех собранных им людских тревог и несчастий, разочаровавшись в жизни, мультивик просит себе смерти.

И насколько же отличен от мира буржуазных фантастов мир нашей научной фантастики!

Он весь как бы соткан из света, красоты, радости.

И люди будущего – это красивые, сильные, гармонично развитые люди, совершающие подвиги во имя и на благо человека.

И. А. Ефремов в своем романе «Туманность Андромеды» вдохновенно рассказал о грядущем коммунистическом обществе, когда человек, создав могучую материально-техническую базу коммунизма, получил неограниченные возможности для своего развития, для развития всего общества. Роман продиктован верой в могущество человека, его разум. Герои И. А. Ефремова свободны от «родимых пятен» прошлого, в них сочетаются лучшие человеческие качества: духовное богатство, смелость мысли, моральная чистота и физическое совершенство. «Его герои гуманны и весьма привлекательны», – вынуждена признавать даже буржуазная критика.

Не приходится сомневаться, что в обществе будущего осуществится вековая мечта человечества о Мире, Труде, Свободе, Равенстве, Братстве и Счастье всех народов.

Будущее принадлежит коммунизму. И никакие «антиутопии» не способны очернить грядущее, ибо оно прекрасно. Молодость мира твердо верит в торжество коммунистических идеалов. Коммунизм – это извечная мечта людей труда. И это светлое общество уже создастся руками сотен миллионов людей.

Геннадий МЕРКУРЬЕВ

«Туризм через тысячу лет» – под таким заголовком французский журнал «Сьянс э ви» поместил этот жуткий фотомонтаж. Выродившиеся в результате радиации люди будущего рассматривают развалины Собора Парижской богоматери и сравнивают их с фотографией того же собора в XX веке.

16

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+