Тупик / Dead End (1937)

Тупик / Dead End (1937): постерПолнометражный фильм (номинация на «Оскар»).

Другое название: «Трущобы большого города» (СССР: прокат в качестве трофейного фильма с 1948-го).

США.

Продолжительность 93 минут.

Режиссёр Уильям Уайлер.

Автор сценария Лилиан Хеллман по пьесе Сидни Кингсли.

Композитор Альфред Ньюман (без указания в титрах).

Оператор Грегг Толанд (номинация на «Оскар»).

Жанр: криминальный фильм, драма

Краткое содержание
Особо опасный гангстер «Бэйби Фэйс» Мартин (Хамфри Богарт), разыскиваемый правоохранительными органами по всей стране, возвращается, сделав пластическую операцию по изменению черт лица, в квартал, расположенный на берегу пролива Ист-Ривер, где прошло его детство. Мартина, надеющегося повидаться с матерью (Марджори Мэйн) и давней возлюбленной Фрэнси (Клер Тревор, номинация на «Оскар»), узнаёт Дейв Коннелл (Джоэл МакКри), безработный архитектор, с которым они вместе состояли в дворовой шайке, но обещает не выдавать бывшего приятеля.

Также в ролях: Сильвия Сидни (Дрина), Уэнди Бэрри (Кэй), Аллен Дженкинс (Ханк), Билли Хэлоп (Томми), Хантц Холл (Диппи), Бобби Джордан (Эйнджел), Лео Горси (Спит, в титрах как Leo B. Gorcey), Гэбриэл Делл (Т.Б.), Бернард Пансли (Милти), Чарльз Пек (Филипп), Майно Уотсон (мистер Гризуолд), Уорд Бонд (швейцар).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.09.2013

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Тупик / Dead End (1937): кадр из фильма
Обитатели тупика

Этот фильм не вполне вписывается в славную волну криминальных фильмов, в изобилии снимавшихся в Голливуде накануне и сразу после принятия «кодекса Хейса», и, например, французский киновед Андре Базен, анализируя процесс формирования основных жанров, отнёс «Тупик» (наряду с другой постановкой Уильяма Уайлера, «Иезавель» /1938/1) к числу психологических и бытовых драм. Как-никак в центре повествования находится судьба безработного архитектора Коннелла, увлёкшегося мимолётным романом с Кэй Бертон, содержанкой богача, хотя в него давно влюблена другая – Дрина. Ситуация осложняется тем, что девушка, переживающая тяжёлые времена (участвующая в забастовке, требуя увеличения скудной заработной платы), вынуждена помогать младшему брату Томми, втянутому уличными приятелями в мелкую уголовщину. А линия «Бэйби Фэйса» (то есть ‘детское личико’; здесь, вероятно, заложена отсылка к печально известному налётчику Малышу Нельсону) Моргана и вовсе остаётся несколько на обочине…

Тупик / Dead End (1937): кадр из фильма
Мартин и Фрэнси: любовь прошла?

Конечно, такое разграничение весьма условно. Одетый с иголочки, самоуверенный и самодовольный богартовский Морган, прибывший в родные места, чтобы отдать должное чувству ностальгии, впечатляет, пожалуй, не менее сильно, чем Дюк Мэнти в «Окаменевшем лесе» /1936/ и даже – многие преступники2 в исполнении актёра того периода, когда он уже стал «суперзвездой». Не удивительно, что жестокий, несмотря на ироническое прозвище, гангстер, с особым шиком, демонстративно вкушающий радости безбедного существования, моментально становится кумиром для стайки тамошних ребят, которым даже преподаёт урок ножевой драки. И кульминация с погоней и краткой, но напряжённой перестрелкой снята по всем правилам, почти не уступая в драматизме и эффектности, допустим, финальным кадрам хоуксовского «Лица со шрамом» /1932/. Наконец, именно в «Тупике» берёт исток мотив неустроенного детства на задворках мегаполиса будущих убийц, насильников, грабителей, быстро ставший постоянным (как минимум, обязательно подразумевающимся) в жанровых образчиках и доведённый до совершенства в шедевре «Однажды в Америке» /1984/. Не удивительно, что группа юных исполнителей, приглашённых после успеха оригинальной театральной постановки повторить роли в экранизации, надолго закрепилась на «фабрике грёз», невзирая на изрядные неприятности, доставляемые сотрудникам кинокомпании и партнёрам по съёмочной площадке.

Тупик / Dead End (1937): кадр из фильма
Дейв делает признание

И всё-таки Уильям Уайлер и сценаристка, а также писательница Лилиан Хеллман заинтересовались остросюжетной стороной одноимённой пьесы Сидни Кингсли, произведшей фурор на Бродвее (выдержавшей за два неполных года, начиная с октября 1935-го, 687 представлений!), надо полагать, в последнюю очередь. Продюсер Сэм Голдуин, к сожалению, не разрешил режиссёру провести съёмки на нью-йоркской натуре (быть может, в том самом, описанном драматургом пересечении восточной 53-й улицы и набережной Ист-Ривер). Но возведение грандиозных в своём рода студийных декораций, позволившее Уайлеру и оператору Греггу Толанду отшлифовать искусство глубинной мизансцены, достигшее расцвета уже в следующее десятилетие, нисколько не снизило достоверности и актуальности экранных перипетий. Даже по-русски слово «тупик» обладает массой негативных коннотаций – что уж говорить об английском выражении «dead end», от которого веет, хочется сказать, могильной безотрадностью?.. Исследуя тесное переплетение личных переживаний (помимо прочего вырисовываются контуры «любовного треугольника») с социальными реалиями, от проявлений классовой борьбы до бытового криминала и деятельности организованной преступности, авторы приходят к крайне пессимистичным выводам. Развитие самой страны, строго разделённой, вопреки декларируемым неограниченным возможностям, по имущественному признаку, безнадёжно зашло в тупик. Судьба Томми – не частный случай (дело не в какой-то особой вредности мистера Гризуолда или суровости законов), а очень показательное действие социального механизма самовоспроизведения бедности. Остаётся только поразиться прозорливости Уайлера (притом что ожидавшееся окончание Великой депрессии должно было, скорее, одаривать надеждой), наблюдения которого не утратили злободневности по сей день. Несмотря на общий рост благосостояния американцев и научно-технический прогресс, структура так называемого общества двух третей сохраняется в неизменном виде!

.

__________
1 – Базен А. Что такое кино? – М.: Искусство, 1972. – С. 86.
2 – Особенно любопытно отметить перекличку с образом Винсента («Чёрная полоса» /1947/), также прибегнувшего к хирургическому изменению внешности.

Прим.: рецензия публикуется впервые


Материалы о фильме:
Бессмертный Андрей. Подлинное досье кинодетектива // Видео Дайджест. – 1991, № 7. – С. 38-45.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+