Тупой и ещё тупее / Dumb & Dumber (1994)

Ростоцкий Станислав. Придурки на дорогах // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 18-20.

АВАНПРЕМЬЕРА

ТУПОЙ, ЕЩЕ ТУПЕЕ

ПРИДУРКИ НА ДОРОГАХ

Если невероятные кассовые сборы делает мультипликационная диснеевская полнометражка, супербоевик с участием Шварценеггера или очередное продолжение культового фантастического сериала «Звездный путь», это не вызывает особенного удивления. Но вот когда в десятку (а на сегодняшний день уже и в пятерку) чемпионов проката попадает комедия Питера Фэрелли «Тупой и еще тупее» — есть все основания призадуматься о том, куда идет (а может быть, катится?) заокеанская киноиндустрия.

Сюжет картины довольно незатейлив и не выходит за рамки стандартной криминально-приключенческой комедии. Куда более экстравагантны ее герои. В центре событий — двое приятелей, Ллойд (Джим Керри) и Гарри (Джефф Дэниэлс). Оба не блещут особыми умственными способностями. Ллойд зарабатывает на жизнь, шоферя на шикарном «Лимузине», а Гарри занимается перевозкой домашних животных в умопомрачительной колымаге собственной конструкции. Их приключения начинаются, когда Ллойд подвозит очаровательную девушку Мэри (Лорен Холли), которая направляется на лыжный курорт в Аспен. В аэропорту Мэри оставляет чемоданчик. Ллойд заботливо подбирает и сохраняет его, намереваясь лично вернуть владелице, в которую успел без памяти влюбиться. Поэтому, когда приятели в очередной раз теряют работу из-за своих дурацких выходок, они не могут придумать ничего лучше, как направиться прямиком в Аспен. надеясь разыскать там Мэри. В дальнейшем выясняется, что чемоданчик этот был оставлен в аэропорту не просто так, а в нем

18

находится кругленькая сумма, которую гангстеры требовали в качестве выкупа за похищенного мужа Мэри. Так что по пятам за дебильной парочкой пускается команда профессиональных убийц, в то время как ничего не подозревающие Ллойд и Гарри решают «одолжить» часть свалившегося на них богатства и пускаются в бесшабашный кутеж… Фильм, говоря откровенно, не блещет остроумием. Похоже, что авторы поставили целью сделать картину дурацкой, а уж потом смешной. И если с первой половиной программы они справились «на все сто», то вот во второй, увы, потерпели основательное фиаско. Можно отыскать в фильме несколько забавных пародийных моментов (особенно удачна сцена выбора нарядов а-ля «Красотка») или обнаружить, что при соединении имен главных героев в одно целое получается ни мало ни много как Гарольд Ллойд. Но в целом большинство шуток не идет дальше смакования туалетной и пищеварительной тематики, а поэтому неизбежно отдает пошлятиной. Актерам же вообще не остается ничего, кроме как корчить рожи. Но даже Джим Керри, главный на сегодня специалист в этой области, не продемонстрировал ничего нового со времен «Эйса Вентуры» или «Маски», кроме разве что действительно нелепой прически. А Джефф Дэниэлс куда лучше смотрелся в ироничных и интеллигентных комедиях Вуди Аллена или в недавней «Скорости». Да и криминальная линия сюжета кажется слишком смятой, притянутой за уши и совершенно несмешной.

В общем, и не стоило бы останавливаться на этом фильме столь подробно, если бы не сенсационный успех «Тупого» в американском кинопрокате. Появившись на экранах под Рождество, фильм меньше чем за месяц собрал более 98 миллионов долларов (и это при мизерном по нынешним временам первоначальном бюджете в 17 миллионов!). А на сегодняшний день сборы составили уже 126 миллионов, причем по прогнозам — это еще не окончательная цифра. Основная, да и, пожалуй, единственная причина такого взлета — участие в проекте Джима Керри. 1994 год стал годом подлинного триумфа для этого тридцатичетырехлетнего комика, о котором еще недавно никто и слыхом не слыхивал. Снявшись всего в трех картинах, каждая из которых была успешнее предыдущей, он обеспечил себе статус суперзвезды и многомиллионные контракты на несколько лет вперед. В его планах, в частности, продолжения «Эйса Вентуры» и «Маски», новая комедия «Шафер». Кроме того, он сыграл одну из ролей в только что законченном фильме Джоэла Шумахера «Бэтмэн навсегда». Актер действительно забавен, симпатичен и явно обладает незаурядными способностями. Однако дело все-таки не только в нем. Просто Кэрри появился на голливудском небосклоне очень вовремя, именно тогда, когда в жанре комедии стали происходить весьма существенные изменения. Поэтому стоит отвлечься от «Тупого» и посмотреть, как обстоят сейчас в Америке дела с комедийным жанром вообще.

Вот уже почти двадцать лет основным поставщиком комиче-

19

ских актеров для Голливуда служит телевидение. Пальма первенства принадлежит (во всяком случае, принадлежала до недавнего времени) популярнейшему шоу «Прямой эфир в субботу вечером». Именно ему кинематограф обязан такими талантливыми исполнителями, как Джон Белуши, Дэн Эйкройд, Чеви Чейз, Билл Мюррей, Эдди Мерфи, Джон Кэнди, Стив Мартин, Дана Карви, Джон Ловитц. Но в последнее время популярность команды «Прямого эфира» стала катастрофически падать. Последним их крупным достижением стали две серии «Мира Уэйна», снятые, правда, в довольно нетрадиционном для этой передачи чисто молодежном ключе. Такие же картины, как «Пойманные в раю», «Рождество психов», «Выход в Эдем», «Девственно чистая память», не поднимались выше восьмимиллионной отметки. Зато все увереннее чувствовали себя на экране выходцы из другого, не менее популярного телешоу «Настоящий цвет», которые подходили к юмору совсем по-другому. В первую очередь это, конечно, все тот же Кэрри, а также чернокожие братья Уэйансы, Кинан и Дэймон, чьи недавние фильмы («Этот негодяй Шэйм» и «Майор Пэйн») прекрасно прошли по американским экранам.

Такая расстановка сил наглядно характеризует перемены, происшедшие в сознании массового зрителя. Остроумным (да и просто умным) комедиям, построенным по большей части на каламбуре, пародии и неожиданных поворотах сюжета, публика предпочла развязную, порой на грани фола, эксцентрику и соленые скетчи, пестрящие крепкими выражениями. То, что никогда не позволили бы себе Эйкройд или Кэнди, с легкостью выделывают комики нового поколения. Другие времена, другие звезды, другой юмор. Пока неизвестно, сколько времени продержится подобная мода, но фурор, произведенный последним опусом Кэрри, дает все основания предполагать, что нас ожидает еще немало фильмов, похожих на «творение» Питера Фарелли. А может быть, даже еще тупее.

Станислав РОСТОЦКИЙ

20

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+