Твин Пикс / Twin Peaks (1990-1991) (телесериал)

Твин Пикс / Twin Peaks (1990-1991) (телесериал): постерТелесериал (премия «Золотой глобус»).

Другое название: «Сдвоенные вершины гор» (вариант перевода названия).

США.

Продолжительность серии 47 минут.

Создатели телесериала Марк Фрост, Дэвид Линч (оба – 30 эпизодов).

Режиссёры Дэвид Линч (6 эпизодов, 1990-1991), Лесли Линка Глэттер (4 эпизода, 1990-1991), Калеб Дешанель (3 эпизода, 1990-1991), Дуэйн Данэм (3 эпизода, 1990-1991), Тим Хантер (3 эпизода, 1990-1991), Тодд Холлэнд (2 эпизода, 1990-1991), Тина Рэтборн (2 эпизода, 1990), Грэм Клиффорд (1 эпизод, 1990), Марк Фрост (1 эпизод, 1990), Ули Эдель (1 эпизод, 1991), Джеймс Фоли (1 эпизод, 1991), Стивен Гилленхаал (1 эпизод, 1991), Дайан Китон (1 эпизод, 1991), Джонатан Сэнгер (1 эпизод,1991).

Авторы сценария Харли Пейтон (13 эпизодов, 1990-1991), Роберт Энгелс (10 эпизодов, 1990-1991), Барри Пуллман (4 эпизода, 1990-1991), Триша Брок (2 эпизода, 1990-1991), Скотт Фрост (2 эпизода, 1990-1991), Джерри Стал (1 эпизод, 1990).

Композитор Анджело Бадаламенти (30 эпизодов, 1990-1991).

Операторы Фрэнк Байерс (29 эпизодов, 1990-1991). Роналд Виктор Гарсиа (1 эпизод, 1990).

Жанр: драма, детектив, триллер

Краткое содержание
В провинциальном городке Твин Пикс с населением 51 201 человек, расположенном на севере штата Вашингтон недалеко от границы с Канадой, совершено леденящее душу преступление. Утром 24-го февраля шериф Гарри С. Трумэн (Майкл Онткин, 30 эпизодов, 1990-1991) получает сообщение о том, что в озере обнаружен завёрнутый в полиэтилен труп старшеклассницы Лоры Палмер (Шерил Ли), красавицы и всеобщей любимицы, а ещё одну девушку, Ронетт Пуласки (Фиби Огастин, 5 эпизодов, 1990-1991), вскоре находят в бессознательном состоянии. Расследовать дело прибывает специальный агент ФБР Дейл Купер (Кайл МакЛахлен, 30 эпизодов, 1990-1991, премия «Золотой глобус»), быстро устанавливающий связь с недавним убийством Терезы Бэнкс на юге штата. В круг подозреваемых лиц попадают многие жители Твин Пикса — от молодого байкера Джеймса Хёрли (Джеймс Маршалл, 30 эпизодов, 1990-1991), дружившего с покойной, до влиятельного бизнесмена Бенджамина Хорна (Ричард Беймер 30 эпизодов, 1990-1991,). Кто убил Лору Палмер?

Также в ролях: Мэдхен Амик (Шелли Джонсон, 30 эпизодов, 1990-1991), Дэна Эшбрук (Бобби Бриггс, 30 эпизодов, 1990-1991), Лара Флинн Бойл (Донна Хэйвард, 30 эпизодов, 1990-1991), Шерилин Фенн (Одри Хорн, 30 эпизодов, 1990-1991, номинация на «Золотой глобус»), Уоррен Фрост (доктор Уилл Хэвард, 30 эпизодов, 1990-1991), Пегги Липтон (Норма Дженнингс, 30 эпизодов, 1990-1991), Эверетт МакГилл (Большой Эд Хёрли, 30 эпизодов, 1990-1991), Джек Нэнс (Пит Мартелл, 30 эпизодов, 1990-1991), Джоан Чэнь (Джослин Пакард, 30 эпизодов, 1990-1991), Кимми Робертсон (Люси Моран, 29 эпизодов, 1990-1991), Майкл Хорс (помощник шерифа Томми «Хок» Хилл, 28 episodes, 1990-1991), Пайпер Лори (Кэтрил Мартелл / мистер Тоджамура, 27 эпизодов, 1990-1991, премия «Золотой глобус»), Гарри Гоаз (помощник шерифа Энди Бреннан, 26 эпизодов, 1990-1991), Эрик ДаРе (24 эпизода, 1990-1991), Уэнди Роби (Надин Хёрли, 22 эпизода, 1990-1991), Рэй Уайз (Леланд Палмер, 18 эпизодов, 1990-1991), Шерил Ли (также в роли Мэдди Фергюсон, всего – 18 эпизодов, 1990-1991), Расс Тэмблин (доктор Лоуренс Джейкоби (16 эпизодов, 1990-1991), Дон С. Дэвис (майор Гарланд Бриггс, 16 эпизодов, 1990-1991), Крис Малки (Хэнк Дженнинг, 13 эпизодов, 1990-1991), Гэри Хершбергер (Майк Нельсон, 13 эпизодов, 1990-1991), Грейс Забриски (Сара Палмер, 13 эпизодов, 1990-1991), Мигель Феррер (агент ФБР Альберт Розенфельд, 8 эпизодов, 1990-1991), Хизер Грэм (Энни Блэкбёрн, 6 эпизодов, 1991), Дэвид Линч (начальник регионального подразделения ФБР Гордон Коул, 6 эпизодов, 1990-1991), Билли Зейн (Джон Джастис Уилер, 5 эпизодов, 1991), Ленни фон Долен (Хэролд Смит, 4 эпизода, 1990), Дэвид Духовны (агент Деннис / Дениз Брайсон, 4 эпизода, 1990-1991), Ройэл Дэно (судьбя Клинтон Стернвуд, 2 эпизода, 1990), Крэйг МакЛахлен (мертвец, 2 эпизода, 1991), Молли Шэннон (Джуди Суэйн, 1 эпизод, 1991).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.12.2015

Авторская оценка 9/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Твин Пикс / Twin Peaks (1990-1991) кадр из телесериала
Злополучная находка

Специфика (чтобы не сказать резче – «неустранимый недостаток») телесериалов, в их отличии от кино- и телефильмов и даже мини-сериалов, заключается, на мой взгляд, в объективной невозможности выдержать всё многоплановое, намеренно растянутое во времени повествование на одном уровне, заданном в самом начале, ещё в «пилотном» выпуске. Разбивка действия на сезоны и отдельные эпизоды, зачастую корректируемые с учётом изменчивых предпочтений многомиллионной аудитории, собирающейся у малых экранов, волей-неволей обуславливает неравномерность и неравноценность разных отрезков, заставляя преданных поклонников сравнивать сегменты, выбирать любимые. К сожалению, это присуще и сравнительно небольшому числу подлинно авторских проектов, когда постановку всех серий осуществляет один человек или же разные – но под строгим контролем создателей. Дэвид Линч не скрывал в интервью, насколько тщательно отбирал вместе с Марком Фростом кандидатуры режиссёров, с одной стороны обладавших несомненным талантом и достаточным опытом, а с другой – выражавших готовность жёстко ограничить собственное видение1 в процессе реализации чужого замысла. Естественно, что ключевые эпизоды (от «пайлота», в том числе в варианте, искусственно расширенном до формата полнометражной ленты для европейского рынка, до эффектного финала) он оставил за собой – да ещё с иронией предстал собственной персоной в обличии эксцентричного руководителя регионального отделения ФБР Гордона Коула, страдающего глухотой. Но уже в разгар второго (всего лишь второго!) сезона, когда Линч углубился в съёмки «Диких сердцем» /1990/, всё настойчивее зазвучали упрёки в утрате столь впечатлившей и заворожившей остроты и изощрённости интриги, а после вынужденного раскрытия личности убийцы Лоры – рейтинги, как все помнят, поползли вниз. Пожалуй, не без оснований… Притом что речь идёт о телесериале, изменившем сложившиеся на американском (да и в мировом) ТВ стандарты – резко поднявшем планку для продукции, презрительно именовавшейся «мыльными операми» и «интеллектуальной жвачкой». Достаточно упомянуть Джеймса Понивозика из престижного издания Time, поместившего «Твин Пикс» на первое место в перечне 100 лучших телешоу всех времён (дословно – The 100 Best TV Shows of All-TIME).

Твин Пикс / Twin Peaks (1990-1991) кадр из телесериала
Агент Купер берётся за дело

Конечно, указанное ограничение компенсируется рядом преимуществ, которыми не преминул по максимуму воспользоваться кинематографист, понимая, что едва ли мог как-либо иначе донести свои эстетические и философские откровения до столь внушительного количества зрителей. К тому же, обстоятельность и неторопливость развёртывания экранных событий, прерываемая, точно всполохами, ЧП городского масштаба, позволила придать массе знакомых (навязчивых?) мотивов и художественных образов объёмность и завершённость. От старого как мир, но по-прежнему безотказного приёма телевизионных сценаристов (т.н. сюжетные арки, то есть сквозные фабульные элементы) Линч и Фрост возносятся к полноценной романной структуре, ставя в финале жирную точку, которая при желании может легко обернуться многоточием. Твин Пикс продолжает существовать – и даже расследование не завершено, хотя формально на все вопросы получены ответы и виновные понесли заслуженное наказание. Многие ли коллеги, едко спародированные в «Приглашении к любви», периодически мелькающем на экранах телеприёмников твинпиксовцев, могут претендовать на схожее достижение?! Не менее любопытно, как органично и легко «культовый» цикл вписался в творчество выдающегося авангардиста, служа связующим звеном между ранними работами мастера2 и поздними, потрясающе глубокими по мысли и глобальными по охвату произведениями.

Твин Пикс / Twin Peaks (1990-1991) кадр из телесериала
С чашкой любимого кофе

Важная подсказка содержится уже в заглавии, которое, помнится, переводили и буквально – «Сдвоенные вершины гор». Причём в данном случае излюбленным в «чёрных фильмах» и детективах (включая цитируемые «Двойную страховку» /1944/ и «Головокружение» /1958/) мотивом «скелета в шкафу» – постыдной тайны, скрываемой ото всех и в конечном итоге всплывающей на поверхность, принося неприятности, дело не ограничивается. Подобно тому, как заветный ключ не попадёт в руки Мартеллов до тех пор, пока не удастся разгадать все секреты китайской шкатулки. Не одна Лора жила, точно в пылу борьбы между ангельским и дьявольским началами собственный натуры, двойной жизнью, скрупулёзно фиксируя происходящее в разных дневниках. Респектабельный предприниматель Хорн по совместительству владеет элитным увеселительным заведением, невинную на вид Джози Пэкард3 тянет на дно бремя прошлого, дальнобойщик Лео Джонсон оказывается вовлечён в торговлю наркотиками… И так далее. Не успеваешь мысленно составить чей-то нравственно-психологический портрет, как он совершаемыми поступками разрушает схему. Убийство мисс Палмер уподобляется достижению взрывоопасным веществом (в данном случае – замкнутым обществом) критической массы, и запускается цепная реакция. Разрушительная и уже неконтролируемая. Даже Дейл Купер, человек со стороны, демонстрирующий исключительную силу духа и моральную стойкость, вынужден столкнуться лицом к лицу с тёмным Альтер-эго! Да и, можно сказать, само место таит пресловутый «скелет в шкафу»… Не менее настойчиво авторы обращают внимание на дуализм и другого рода, осознаваемый нами хуже, – существование людей одновременно в естественной, нерукотворной среде обитания и в мире собственной культуры. Воспевание неземной красоты природы вроде девственных лесов и величественного водопада (не случайно возникает и экологическое противостояние) стали такой же неотъемлемой визитной карточкой сериала, как и кофе с изумительным вишнёвым пирогом, подаваемым в местном кафе, и убранство ночного клуба. Но и дарами этого сущего рая на Земле можно воспользоваться во зло, как поступает, скажем, Уиндом Эрл, схоронившийся в домике в лесу. С такой оговоркой представляется абсолютно оправданной и «неровная» интонация, когда саспенс вдруг сменяют остроумные бытовые зарисовки (чего только стоят злоключения секретарши Люси Моран!), а лирика – уступает место разгулу низменных страстей. Не должна смущать и «провинциальность» событий: шериф носит знаменательные, воистину «президентские» паспортные данные, а Дейл мимоходом замечает в диктофон, что всерьёз интересуется4 обстоятельствами смертей братьев Кеннеди и Мэрилин Монро. Наконец, присущая произведению двойственность проявляется на глубинном, онтологическом уровне.

Твин Пикс / Twin Peaks (1990-1991) кадр из телесериала
Обитатели Твин Пикса

Пожалуй, именно в «Твин Пиксе» Дэвид Линч впервые явно (а не на уровне подтекста) и полно раскрывает личные представления о законах Вселенной и месте, занимаемом в ней человеком. Основной вопрос философии получает в интерпретации художника разрешение в том плане, что принципиальна не первичность сознания или материи, но их… взаимная проницаемость. От т.н. тибетского метода и разрозненных интуитивных догадок Купер уходит в сферу загадочных видений, материальных настолько же, насколько идеален окружающий (постигаемый привычными органами чувств) мир. Уже первая встреча с посланником потустороннего, дающим три подсказки, сопровождается перемещением предмета (кольца), так что финальное путешествие агента ФБР, по существу, неминуемо. Это не мистика в традиционном понимании слова (иначе бы не возникло сверхсекретного проекта «Синяя книга»), равно как и не локальные психические феномены, на которые проще всего списать явление Убийцы Боба и Человека из Другого места. А главное, Дэвид Линч категорически настаивает, что каждому под силу постичь, что совы – вовсе не те, кем кажутся, и даже делится открытием, что именно служит входом соответственно в Белый и Чёрный вигвамы: любовь и страх. Немного иначе о великих тайнах скажет наш мыслитель С.Г. Кара-Мурза (в книге «Манипуляция сознания»): «… только привычка и спасительная нелюбознательность позволяет нам жить и заниматься своими делами. Иначе бы мы только созерцали и размышляли».

.

__________
1 – В данном отношении поразила известная актриса Дайан Китон, допустившая несколько нетривиальных изобразительных решений.
2 – Особенно показательно преображение Джека Нэнса из потерянного кафкианского типа («Голова-ластик» /1977/) в Пита Мартелла – едва ли не самого душевно уравновешенного среди горожан.
3 – Любопытно, что изначально роль предназначалась итальянке Изабелле Росселлини, тогдашней избраннице и музе Дэвида.
4 – Это ещё и намёк на сценарий «Богиня», написанный Линчем и Фростом, но так и не реализованный.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art


Произведения цикла:
Твин Пикс / Twin Peaks (1990-1991) (телесериал)
Твин Пикс: Сквозь огонь / Twin Peaks: Fire Walk with Me (1992)


Материалы о фильме:
Тумансина Н. Кайл, человек Линча // Ровесник. – 1994, № 3. – С. 30-31.
Зем Билл. Вишни для пирога // Ровесник. – 1994, № 5. – С. 4-5.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter