Тёмная звезда / Dark Star (1974)

Тёмная звезда / Dark Star (1974): постерПолнометражный фильм.

США.

Продолжительность 83 минуты (первоначальная версия – 68 минут).

Режиссёр Джон Карпентер.

Авторы сценария Джон Карпентер, Дэн О’Бэннон по сюжету Джона Карпентера, Дэна О’Бэннона.

Композитор Джон Карпентер.

Оператор Дуглас Кнэпп.

Жанр: комедия, научная фантастика

Краткое содержание
Середина XXII столетия. Экипаж космического корабля Dark Star в составе лейтенанта Дулиттла (Брайан Нэрелл), сержанта Пинбэка (Дэн О’Бэннон), Бойлера (Кэл Кунихолм) и Тэлби (Дре Пэхич, озв. Джон Карпентер) выполняет в глубоком космосе миссию по уничтожению планет с нестабильной орбитой в тех звёздных системах, которые предполагается колонизировать. Никто из них не мог и предположить, с какими опасностями предстоит столкнуться.

Также в ролях (все без указания в титрах): Адам Бекенбо (Бомба № 20, озв.), Ник Касл (инопланетянин, озв.), Куки Кнэпп (бортовой компьютер / «Мать», озв.), Джо Саундерс (коммандер Пауэлл), Алан Шеретц (Бомба № 19, озв.).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 16.12.2013

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Тёмная звезда / Dark Star (1974): кадр из фильма
В бескрайние просторы

Ознакомившись с дипломной работой двух выпускников Школы кинематографических искусств при Университете Южной Калифорнии, продюсер Джеймс Х. Харрис, специализировавшийся на недорогих хоррорах и комедиях, оказался настолько впечатлён картиной, что приобрёл права на демонстрацию «Тёмной звезды» в кинотеатрах. По его настоянию были осуществлены перевод на 35-миллиметровую плёнку и съёмка дополнительного материала (примерно на пятнадцать минут экранного времени) – и с учётом мизерных производственных затрат в размере $60 тыс. мероприятие, осмелюсь предположить, оказалось прибыльным. Правда, харрисовские старания ограничились непродолжительной демонстрацией в сети так называемых драйв-инов солнечного штата – и полнометражный дебют Джона Карпентера и Дэна О’Бэннона получил «культовый» статус у поклонников жанра позже, уже после того, как режиссёр добился признания благодаря триллеру «Хэллоуин» /1978/, а кинодраматург развил многие идеи своей ранней работы, конечно же, в «Чужом» /1979/. Правда, у Ридли Скотта иноземное существо доставит астронавтам куда более серьёзные неприятности…

Тёмная звезда / Dark Star (1974): кадр из фильма
Космос и депрессия

Лента должна послужить предметом пристального изучения (не объектом для подражания!) любому, кто, только начиная путь в «седьмом искусстве», надеется сотворить впечатляющее и не лишённое глубины зрелище в малобюджетном кинематографе. Как видим, можно сконструировать вполне приличные1 декорации и костюмы из подручных материалов и бытовых отходов – были бы воображение и желание поведать по-настоящему интересную историю! Знатоки фантастических произведений подметили ироничные заимствования из рассказов «Что сказали мертвецы» /1963/ и «Убик» /1969/ Филиппа К. Дика (ситуация с коммандером Пауэллом, пребывающим после несчастного случая в криоконсервации, но продолжающим в критических ситуациях помогать команде советами) и – в заключительных кадрах – «Калейдоскоп» /1949/ Рэя Бредбери. Ещё изобретательнее полемика со Стэнли Кубриком, поскольку на сей раз происходит бунт не всезнающего бортового компьютера, а… «умного» взрывного устройства огромной мощности, как если бы искусственным интеллектом наделили детище доктора Стрейнджлава. Причём единственным способом предотвратить катастрофу является убеждение, и лейтенант Дулиттл не без успеха наводит Бомбу № 20 на философские размышления онтологического (о её предназначении) и гносеологического толка… Да и вообще не следует, приступая к просмотру, настраиваться на нечто в духе поздних карпенторовских произведений. Режиссёр, описывавший замысел как космическую версию пьесы «В ожидании Годо», в последнюю очередь стремился внести персональную лепту в поддержание прекраснодушных стереотипов о величии человечества, настроившегося на покорение Вселенной. Экипаж «Тёмной звезды» деморализован, испытывает смертельную скуку и тоску, психологически измотан, всё более укрепляясь в подозрениях, что их важная (и, если вдуматься, не укладывающаяся в гуманистические идеалы) миссия давно утратила смысл. Неприятности, доставляемые вредным инопланетянином, вялое устранение технических накладок, странные диалоги, напоминающие разговоры душевнобольных, – всё свидетельствует о глубоком кризисе, выход из которого приносит только… авария. Мгновения сёрфинга в безвоздушном пространстве на подвернувшемся обломке космического корабля и перспектива вечно летать с астероидами «Феникс», испускающими завораживающе красивый свет, стоят бесцельно потраченных в межзвёздных перелётах лет!

.

__________
1 – Что подтверждает и премия «Золотой свиток» за специальные эффекты, вручённая Академией научной фантастики, фэнтези и фильмов ужаса в 1976-м году.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Эшпай Валентин А. Американские режиссёры поколения «бейби-бум». Джон Карпентер // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 160.
50 лучших фантастических фильмов // Видео-Асс Известия. – 1998, № 01 (36). – С. 20-22.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+