Тёмный кристалл / The Dark Crystal (1982)

Тёмный кристалл / The Dark Crystal (1982): постерПолнометражный фильм (Гран-при кинофестиваля в Авориазе).

Другие названия: «Кристалл» / «The Crystal» (рабочее название), «Тёмный Крисалис» / «The Dark Chrysalis» (название оригинального сценария).

Великобритания, США.

Продолжительность 93 минуты.

Режиссёры Джим Хенсон, Фрэнк Оз.

Автор сценария Дэвид Оделл по сюжету Джима Хенсона.

Композитор Тревор Джонс.

Оператор Освальд Моррис.

Жанр: приключенческий фильм, семейный фильм, кинофантазия

Краткое содержание
Тысячелетием ранее в сказочном мире был расколот Тёмный кристалл, и образовалось две расы: скексисов, одержимых низменными страстями и стремящихся подчинить других существ, и добрых волшебников мистиков. Джен (Джим Хенсон, озв. Стивен Гарлик), воспитанный последними из них и считавший себя единственным выжившим из рода гелфлингов, узнаёт, что именно он избран исполнить великое древнее пророчество — как только на небе выстроятся в ряд три солнца.

Также в ролях: Джим Хенсон (также Мастер ритуалов), Кэтрин Маллен (Кира), Фрэнк Оз (Огра / Казначей), Дэйв Гольц (Физзгиг / Генерал), Барри Деннен (Казначей, озв. / Подлинг, озв.), Стив Уитмайр (учёный), Джерри Нельсон (Мастер ритуалов, озв. / умирающий император, озв.), Луиз Голд (гурман), Брайан Миль (Дизайнер / Урза / умирающий мастер).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 19.06.2022

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Тёмный кристалл / The Dark Crystal (1982): кадр из фильма
Романтичная пара

«Тёмный кристалл» стал уникальным кинематографическим экспериментом, оказавшись, как считается, первым полнометражным игровым (хотя в ряде справочников картина попала в раздел «Анимация») фильмом без участия людей1 и вообще – любых живых существ, населяющих Землю. Вдохновившись колоссальным успехом «Маппет-шоу» /1976-81/, в том числе – в версии, предназначенной для большого экрана, Джим Хенсон и Фрэнк Оз отважились на сотворение целого мира, заселённого одушевлёнными куклами! Настоящие, а не бутафорные горы, леса, реки, подземелья – всё это стало местом обитания причудливых и забавных созданий, незаметно управляемых кукловодами, каждое из которых (от предводителей противоборствующих рас до любимца Киры, напоминающего преданную собачонку) наделено самобытным характером и темпераментом. Дух захватывает от осознания масштаба работы, которую пришлось проделать членам съёмочной группы, от художников, колдовавших над обликом персонажей, до артистов, наделивших их голосами.

Тёмный кристалл / The Dark Crystal (1982): кадр из фильма
Странные существа

Возможно, есть доля истины в лёгких упрёках авторам в том, что поведанная история чересчур мрачна2 для детей, которых родители в тот год с большей охотой водили на сеансы спилбергского «Инопланетянина». Но даже доходов от демонстрации в Северной Америке (кассовые сборы составили $40,577 млн., прокатная плата – $23,9 млн.) хватило для того, чтобы компенсировать производственные затраты в размере $15 млн., а ведь ещё был повышенный ажиотаж во Франции и Японии. Сценарист Дэвид Оделл словно опасается придать действию откровенно сказочный, развлекательно-ироничный характер (как Хенсон поступит позже в «Лабиринте» /1987/), тщательно соблюдая традиции «серьёзных» фэнтези. Стремясь явить не менее совершенную и густонаселённую Вселенную, чем у Дж.Р.Р. Толкина или Клайва Льюиса. Вот только, на мой взгляд, это не вполне удаётся – поневоле, методом «от противного», понимаешь, насколько важен в кадре человек.

Тёмный кристалл / The Dark Crystal (1982): кадр из фильма
Волшебство мира

Подобные соображения, впрочем, не должны останавливать любителей жанра, и лента действительно приобрела «культовый» статус. Собственно, в «Тёмном кристалле» достигла апогея не только чисто хенсоновская увлечённость, но и распространённая тенденция, чаще противостоявшая линии по бурному развитию специальных эффектов и компьютерной графики, хотя иногда (как, допустим, у Джорджа Лукаса) – сочетавшаяся с ней вполне органично. Тандем режиссёров, по сути, нащупал предел органичности образов, создаваемых при помощи фигурок разными доступными способами: от классических приёмов управления верховыми и срединными куклами до т.н. аниматроники. И всё-таки Хенсон и Оз не были бы самими собой, если б совершенство художественной формы подменяло или даже заслоняло содержание, философский посыл произведения. Авторы напоминают о вечных истинах, о диалектической борьбе и в то же время единстве Добра и Зла – и, более того, стараются сосредоточить внимание на переломном, эпохальном событии восстановления утраченной гармонии, возвращения мира к состоянию монолитности, символом которой как раз выступает могущественный Тёмный кристалл.

.

__________
1 – Если, конечно, не считать дублёров, присутствие которых в некоторых кадрах очевидно.
2 – Чего только стоит удар ножом, наносимый девочке-гелфлингу подлым скексисом.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+