Убийство по приказу / Murder by Decree (1979)
Другие названия: «Убийство по распоряжению» (вариант перевода названия), «Шерлок Холмс: убийство по приказу» / «Шерлок Холмс: убийство по распоряжению» / «Sherlock Holmes: Murder by Decree», «Шерлок Холмс и Дерзкий Джек» / «Sherlock Holmes and Saucy Jack» (США: альтернативное название).
Великобритания, Канада.
Продолжительность 124 минуты.
Режиссёр Боб Кларк.
Автор сценария Джон Хопкинс по книге Элвина Джонса и Джона Ллойда и на основе персонажей Артура Конан Дойла.
Композиторы Пол Заза, Карл Зиттрер.
Оператор Реджинальд Х. Моррис.
Жанр: криминальный фильм, драма, фильм ужасов, детектив, триллер
Краткое содержание
1888-й год, Лондон сотрясают зверские убийства проституток. Шерлок Холмс (Кристофер Пламмер) и его товарищ доктор Джон Ватсон (Джеймс Мейсон) посещают место очередного преступления, сообщив старому знакомому, инспектору Скотленд-Ярда Лестрейду (Фрэнк Финлей), что берутся за жуткое дело.
Также в ролях: Дэвид Хеммингс (инспектор Фоксборо), Сьюзан Кларк (Мэри Келли), Энтони Куэйл (сэр Чарльз Уоррен), Джон Гилгуд (премьер-министр лорд Сэлсбери), Дональд Сазерленд (Роберт Лис), Женевьев Бюжо (Энни Крук), Крис Уиггинс (доктор Харди), Тедд Мур (миссис Лис), Питер Джонфилд (Уильям Слейд), Рой Лэнсдорф (сэр Томас Спайви).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.05.2014
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Не столько широкий коммерческий успех, сколько «культовый» статус, полученный ранними опытами Боба Кларка в хорроре1, позволил американо-канадскому режиссёру приступить к реализации нового, очень амбициозного проекта. Сотрудничество с английскими кинокомпаниями и достаточно солидный (CAD5 млн.) бюджет, обеспечивший участие «звёзд», также свидетельствуют о расчёте создателей на международное признание, тем более что материал отличается не просто оригинальностью – сенсационностью. Конечно, версий о личности убийцы (или убийц), вошедшего в историю криминалистики под зловещим прозвищем Джек Потрошитель, было озвучено множество, о расследовании же его преступлений, якобы проводившемся Шерлоком Холмсом в 1888-м году, ранее поведал Джеймс Хилл в «Изучении террора» /1965/2 (между прочим, картина послужила основой для «Неизвестной рукописи доктора Ватсона» /1966/ Эллери Куин). Но Кларк и сценарист Джон Хопкинс, взявшие за основу роман Элвина Джонса и Джона Ллойда «Досье Потрошителя» /1975/, предложили действительно любопытную гипотезу.
Кристофер Пламмер, занявший апартаменты по адресу Бейкер-стрит, 221Б во второй раз (после телефильма «Серебристое пламя» /1977/), придерживается более жёсткого, чем привыкли зрители, психологического рисунка роли. В его трактовке легендарный персонаж делает упор не столько на безотказный дедуктивный метод, сколько на поразительную осведомлённость и, скажем так, внутреннюю готовность к отражению опасности – при помощи (вместо традиционно недолюбливаемого огнестрельного оружия) малоприметного предмета одежды. Джеймс Мейсон же не чуждается иронии, особенно в немногочисленных бытовых эпизодах, когда доктор, допустим, желает в спокойствии завершить ужин – поймать вилкой неуловимую горошину. Но по аналогии с вестерном, где появилась серия кинопроизведений, получивших эпитет «ревизионистские», «Убийство по приказу» хочется назвать таким же «ревизионистским» – по отношению к классическим жанровым образчикам, необязательно основанным на прозе Артура Конан Дойла – детективом. Мощная, держащая в напряжении интрига, подчинённый строгой логике ход расследования, запоминающаяся атмосфера (в памяти надолго остаются картины витиевато переплетающихся лондонских улочек и доков, окутанных густым туманом) – всё это меркнет на фоне открытий, смело декларируемых в финале сыщиком одному из самых влиятельных политиков Британской империи. Получается почти по Вольтеру: если бы Джека Потрошителя не было, его следовало бы выдумать – дабы исключить утечку информации о неблаговидных поступках членов королевской семьи. Сложность в том, что плетение изощрённого заговора даже такими искушёнными мастерами, как масоны, мягко говоря, не способствует нормальному функционированию общественного механизма в условиях нищеты и бесправия значительной части населения, порождая гораздо более серьёзные проблемы. Попытка радикальными средствами спасти монархию (естественно, давно не самостоятельную, находящуюся под неусыпным контролем компетентного всевидящего ока) на поверку оказывается на руку экстремистским группам, только и ждущим повода радикализировать обстановку и поставить под удар основы государства. Вывод кинематографистов прозвучал на редкость злободневно в тот момент, когда (в свете энергетического кризиса, заставившего говорить о подозрительной деятельности ведущих нефтяных компаний, и Уотергейтского скандала) разнообразные конспирологические теории получили большую популярность. Дыма без огня, как известно, не бывает…
.
__________
1 – Киноленты про зомби и «Чёрное Рождество» /1974/, считающееся одним из первых (и лучших) слэшеров десятилетия.
2 – Мало того, оттуда явно не без умысла позаимствованы актёры Фрэнк Финлей (вновь на роль Лестрейда) и Энтони Куэйл.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий