Укрощение огня / Ukroshcheniye ognya (1972)

Укрощение огня / Ukroshcheniye ognya (1972): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Укрощение огня» / «Taming of the Fire» (международное англоязычное название).

СССР

Продолжительность 166 минут.

Режиссёр Даниил Храбровицкий.

Автор сценария Даниил Храбровицкий.

Композитор Андрей Петров.

Оператор Сергей Вронский.

Жанр: биографический фильм, драма, исторический фильм, военный фильм

Краткое содержание
1930-й год. Андрей Башкирцев (Кирилл Лавров), сконструировавший и испытавший (не вполне успешно) планер, решает посвятить жизнь проектированию летательных аппаратов. Случай сводит его, трудящегося на стройках Магнитогорска, с Артуром Матвеевичем Карташовым (Зиновий Гердт), верящим, что человечество непременно — и уже в обозримой перспективе — покорит космос. Башкирцев знакомится и с великим учёным и мыслителем Константином Эдуардовичем Циолковским (Иннокентий Смоктуновский). Андрей Ильич начинает работу над реактивным самолётом, а в годы Великой Отечественной войны вынужден налаживать производство «катюш». Но даже не это станет наивысшим достижением его жизни.

Также в ролях: Ада Роговцева (Наталья Башкирцева), Игорь Горбачёв (Евгений Oгнeв), Андрей Попов (Николай Иванович Логунов), Игорь Владимиров (генерал Анатолий Григорьевич Головин), Всеволод Сафонов (Леонид Сретенский), Светлана Коркошко (Зоя Сергеевна Константинова), Юрий Леонидов (Морозов), Пётр Шелохонов (Михаил Карелин, конструктор), Андро Кобаладзе (И. В. Сталин), Галикс Колчицкий (И. В. Курчатов), Вера Кузнецова (мать Башкирцева), Евгений Матвеев (директор завода), Вадим Спиридонов (капитан И. А. Флёров), Евгений Стеблов (Иннокентий Башкирцев, брат Андрея), Валентина Хмара (секретарша Башкирцева), Иван Рыжов (мастер Алексеич), Николай Бармин (генерал авиации), Владлен Паулус (помощник Логунова), в эпизодах Галина Самохина, Игорь Петровский, Лавр Лындин, Владимир Деянов, Александр Смирнов, Георгий Куликов, Георгий Шевцов, Анатолий Челомбитько (Первый Космонавт).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.01.2016

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Укрощение огня / Ukroshcheniye ognya (1972): кадр из фильма
От теории к практике

Меня поразила опубликованная в газете New York Times (в номере за 23-е июня 1973-го) статья Роджера Гринспена, посвящённая премьерам пяти советских фильмов, устроенным в США по случаю прибытия с визитом Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. Известный журналист и кинокритик назвал лучшей из картин не «Белое солнце пустыни» /1970/ (при всей созвучности блистательного истерна вестернам), не искромётную фантастическую комедию «Иван Васильевич меняет профессию» /1973/, не трогательную мелодраму «Мачеха» /1973/ и не пронзительный «Белорусский вокзал» /1971/ – именно постановку Даниила Храбровицкого. Несмотря на то, что идеологическая составляющая в «Укрощении огня» не то чтобы сильно превосходит, а, скорее, более очевидна, чем аналогичные аспекты в упомянутых лентах. И вопреки официально провозглашённым успехам уже заокеанской авиакосмической отрасли, на умолчание которых Роджер (если только не являлся приверженцем теории «Лунного заговора») был вправе указать создателям. Впрочем, даже без этого любопытного (знакового?) факта достижение наших кинематографистов представляется бесспорным, как бы отдельным злопыхателям ни хотелось всех уверить, что лента тенденциозно отражает факты биографий невымышленных личностей, декларативна, конъюнктурна и вообще – безнадёжно устарела. Скорее, приходится удивляться всё-таки далеко не рекордным1 показателям в отечественном кинопрокате, хотя частая (в том числе приуроченная к торжественным датам, например, к 12-му апреля) трансляция картины по телевидению позволила компенсировать досадное упущение.

Укрощение огня / Ukroshcheniye ognya (1972): кадр из фильма
Любовь на всю жизнь

Эпизод напряжённой полемики на морально-этическую и одновременно – на злободневную практическую тему (возьмётся ли Башкирцев спроектировать баллистическую ракету с ядерной боеголовкой) косвенно отсылает к «Девяти дням одного года» /1962/, сценарий которых Даниил написал вместе с Михаилом Роммом. А в его дебютной самостоятельной постановке («Перекличка» /1966/) важное место занимал образ конструктора космических ракет по фамилии Журавлёв. Но именно «Укрощение огня» покоряет достоверностью2 и колоссальным масштабом, которые были бы немыслимы без всестороннего – и материального толка, и в части консультаций – содействия со стороны госструктур: от научно-исследовательских учреждений до армейского командования. Режиссёру-кинодраматургу можно (и, пожалуй, проще всего) предъявить упрёки в слабости, некоторой наигранности всей лирической линии, связанной со сложными отношениями Андрея с любимой женщиной, Натальей. Но талант авторов блестяще раскрывается в том, как показано дело жизни Башкирцева, творившего отнюдь не в тепличных условиях – продиравшегося сквозь дебри, будь то нужды войны, трудности, неизбежно возникающие в процессе поиска и дорогостоящих испытаний, скепсис и сомнения даже близких соратников и т.д. Воистину через тернии – к звёздам! Игра актёров, начиная с Кирилла Лаврова, которого точно не обвинишь в желании приукрасить, идеализировать характер, затушевать противоречия (глубокий образ создаёт и Иннокентий Смоктуновский), операторская работа, торжественная и вместе с тем волнительная музыка Андрея Петрова несут высокий, воодушевляющий пафос. Речь действительно о величественном (достойном Прометея!) «укрощении огня» – и о подлинных титанах духа, ставших гордостью советского народа.

.

__________
1 – Было продано по 27,6 млн. билетов на серию при весьма внушительном тираже 1598 копий.
2 – Если декорации и возводились, то неспециалисту, право, сложно отличить постановочные кадры от хроникальных съёмок на Байконуре, в Плесецке и т.д.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Соловьев В. Связи с жизнью делаются теснее // Искусство кино. – 1972, № 1. – С. 2-5.
Храбровицкий Даниил. Характер, воплотивший время// Искусство кино. – 1972, № 1. – С. 5-8.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+