Укрощение строптивого / Il bisbetico domato (1980)

Богемский Г. Орнелла Мути // Экран 80-81. – М.: Искусство, 1983. – С. 211-213.

Орнелла Мути

Г. Богемский

Она еще очень молода – настолько, что имени ее не найдешь даже в последних кинословарях и новейших справочниках. Тем не менее зрители в Италии и за рубежом успели узнать и полюбить юную актрису – в свои двадцать четыре года она снялась более чем в двух десятках фильмов. И снимается она уже десять лет – стаж довольно солидный! Орнелла Мути повторила и даже на год превзошла «рекорд», установленный другой итальянской «звездой», популярнейшей Стефанией Сандрелли: Стефания дебютировала пятнадцати лет (помните непокорную Анджелу в «Разводе по-итальянски» Пьетро Джерми?), а Орнелла – четырнадцати, и теперь по праву считается, что она обладает основательным опытом работы. А еще до того, как в жизнь Орнеллы вошло кино, она выступала по телевидению, участвуя в рекламных передачах.

Хорошенькую девочку-подростка впервые пригласил сниматься в 1970 году режиссер Дамиано Дамиани. Этот фильм назывался «Самая красивая жена». Тогда-то юная Франческа Романа Ровелли и взяла себе псевдоним «Орнелла Мути». Внешние данные новой актрисы были замечены и оценены и зрителями, и режиссерами – красота се для итальянки своеобразна. Говорят, что в жилах ее есть и капелька прибалтийской крови, вот, наверно, откуда зеленые глаза, широковатые скулы, чуть вздернутый носик.

Итальянское кино не так-то часто балует зрителя новыми актерскими дарованиями: пробиться молодому актеру или актрисе через частокол кинозвезд нелегко. Из фильма в фильм снимаются одни и те же, давно утвердившиеся, завоевавшие широкую популярность не только в Италии, но и далеко за ее пределами актеры, имена которых продюсеры и режиссеры считают «надежными», ибо они наверняка, независимо от качеств кинокартины, привлекут зрителя. А молодые исполнители, пусть они тоже талантливы и красивы, если и снимаются, то чаше лишь в фильмах второсортных, которые итальянцы шутя называют «кино серии Б».

Поэтому властное вторжение Орнеллы Мути на кинонебосклон Италии явилось своего рода сенсацией: за последние годы кроме нее это удалось, пожалуй, только куда более старейшей Лауре Антонелли (мы видели ее в роли Джулианы в «Невинном» Лукино Висконти, а на XII Московском Международном кинофестивале в фильме Этторе Сколы «Любовная страсть»). Ныне эти две актрисы заставили потесниться таких «звезд», как София Лорен и Клаудиа Кардинале, Стефания Сандрелли и Моника Витти.

Два-три фильма в год – таков «средний» темп работы молодой актрисы, причем Мути не пользовалась и не пользуется особым покровительством какого-нибудь видного продюсера или знаменитого режиссера. Всего она добивалась сама – благодаря обаянию молодости, оригинальности внешности, быть может, отчасти и удаче, актерскому везению. Первые ее фильмы не были сколько-нибудь значительны ни по своему содержанию, ни по именам постановщиков: в 1971 году маленькая роль в ленте «Лето, исполненное нежности» (вместе со Стефанией Сандрелли); в 1972 году она сыграла приехавшую в Италию молодую датчанку Ингрид в уго-

211

ловной драме «Идеальное место для убийства»: в 1973-м – юную монахиню в костюмном фильме из жизни XVI века «Монахини из Сан-Арканджело» и Ассунту – дочь главаря гангстерской шайки в фильме «Все сыновья «маммасантиссимы», где дело происходит в Чикаго 30-х годов; в следующем году – роли в лентах «Аппассионата» и «Знакомы ли вы с моей женой?» и других в таком же роде.

Однако уже вскоре следуют фильмы и роли куда более содержательные и ответственные, сыгранные под руководством режиссеров не ремесленников, а художников. Это было участие в таких фильмах, как «Последняя женщина» Марко Феррери (1976), где молодая актриса играла вместе с Жераром Депардье и Мишелем Пикколи – виднейшими актерами современного французского экрана, как «Первая любовь» Дико Ризи, где партнером Мути был многоопытный Уго Тоньяцци, а еще раньше – в 1974 году – «Комната епископа» того же Дино Ризи, экранизации одноименного романа итальянского писателя Пьеро Кьяры, где она играла вместе с Уго Тоньяцци и Патриком Деваером. А в первую очередь это участие в трех других фильмах – тех, что известны советскому зрителю.

Впервые мы познакомились с Орнеллой Мути в социальной комедии режиссера Марио Моничелли «Народный роман», снятой в 1974 году. Моничелли – опытный мастер комедийного жанра, его комедии неизменно отличает демократический и антифашистский дух, они содержат критический сатирический заряд. Мути играла в «Народном романс» юную Винченциму, вышедшую замуж за уже немолодого Джулио, своего крестного отца. Джулио – квалифицированного рабочего, считающего себя не всегда достаточно обоснованно сознательным и современным человеком, – играл Уго Тоньяцци, который все чаше выступает в новых итальянских фильмах в качестве партнера Мути. Винченцима приехала в Милан – большой промышленный город на севере Италии, где живет Джулио, из отсталой южной деревни. Однако крестьянская девушка не теряется перед новой для нес жизнью, она быстро взрослеет, обретает самосознание, не желает подчиняться власти мужа, на деле остающегося в плену старых предрассудков и традиций, которые он на словах отвергает. Винченцина решает начать одна с ребенком – без ревнивца мужа и без влюбившегося в нее молодого полицейского (его играл популярный Микеле Плачидо) – новую, самостоятельную жизнь. Эта комедия, смешная и озорная, затрагивала серьезные и актуальные для сегодняшней Италии проблемы женской эмансипации, и поэтому образ Винченцины, искренне и непосредственно воплощенный Орнеллой Мути, оказался особенно близок зрителям своей смелостью и современностью. В одном из своих последующих фильмов – «Первая любовь» (режиссер – Дино Ризи, 1978 год) – актриса, играя опять вместе с Тоньяцци, во многом повторила полюбившийся итальянцам образ мужественной и гордой Винченцины.

В знакомом нам французском фильме «Смерть негодяя» известного режиссера Филиппа Лабро итальянская актриса привлекла симпатии зрителей в роли простой молодой девушки, трагически и нелепо гибнущей от руки бандитов.

Но всего интереснее и значительнее была третья наша встреча с Орнеллой Мути в фильме совместного советско-итальянского производства «Жизнь прекрасна», поставленном в 1980 году Григорием Чухраем. Итальянская сторона предложила советскому режиссеру на главные роли двух ныне самых «модных» актеров – Джанкарло Джанннни и Орнеллу Мути. И они оправдали возлагавшиеся на них надежды, доказали, что их популярность не случайна.

«Я очень хочу сыграть содержательного человека. До сих пор мне приходилось изображать девушек-пустышек», – говорила во время съемок Орнелла Мути. Наконец, ее стремление полностью осуществилось.

Действие фильма «Жизнь прекрасна» развертывается в некой стране, где царит фашистский режим тирании. Перед героем фильма – молодым таксистом Антонио (его-то и играет Джанннни, талантливый актер, которого мы запомни ли по фильму Лукино Висконти «Невинный», а потом, на XII Московском кинофестивале видели в фильмах «Любовная страсть» Этторе Сколы, «Лили Марлен» Фассбиндера) – встает вопрос: с кем ты? Он осознает, что одного покоя и чувства любви для настоящего счастья человека в современном мире недостаточно. Прийти к этому выводу Антонио помогает его подруга, Марин (Орнелла Мути) Она активная подпольшица, кафе, где она работает официанткой, – явка подпольщиков-патриотов. Вслед за Марией – самоотверженной и смелой – Антонио приходит в ряды Сопротивления. Образ мужественной Марин, увлекающей из путь борьбы своего возлюбленного, несомненно, новый и важный этап в актерской судьбе Орнеллы Мути.

Вместе с тем актриса продолжает сниматься и во множестве

212

чисто развлекательных лент – комедиях, детективах, мелодрамах – фильмах так называемых «легких» жанров, пользующихся успехом у массового зрителя. Из последних ее работ назовем, например, комедию во многих эпизодах «Новые чудовища» режиссера Марио Моничелли, где мы видим Мути рядом с такими маститыми партнерами, как Витторио Гассман, Альберто Сорди, Уго Тоньяцци, или полицейский фильм «Детективная история в Неаполе» режиссера Серджо Корбуччи, где она снялась вместе с прославленным Марчелло Мастроянни и ныне весьма популярным Ренато Поццетто. И, наконец, в 1980 году молодая актриса впервые встретилась с Адриано Челентано – в прошлом идолом итальянской молодежи, известным и у нас эстрадным певцом, все чаше выступающим и в качестве киноактера, а то и режиссера (Челентано-киноактер запомнился по «Серафино» Джерми, «Блефу» Корбуччи).

«Дуэт» Мути – Челентано мы увидели в забавной комедии «Укрощение строптивого», показанной вне конкурса на XII Международном кинофестивале в Москве. Ее поставили два сценариста-комедиографа, попробовавшие свои силы и в режиссуре. – Кастеллано и Пиполо. Эта довольно оригинальная и озорная лента как бы повторяет и вместе с тем пародирует известные ситуации шекспировской комедии.

Элиа (Челентано) – владелец богатой фермы близ Милана, наивный и грубоватый сельский житель с невозможным характером, к тому же угрюмый женоненавистник. Укрощает деревенского строптивца городская девушка Лиза (Орнелла Мути), проездом оказавшаяся в деревне и заинтригованная личностью этого нагоняющего страх на соседей деспота. Спасаясь от ливня, она проникает к нему в дом и, показав твердость и решительность собственного характера, не спасовав ни перед тяжелым крестьянским трудом, ни перед не менее тяжелым нравом Элиа, она вскоре полностью завоевывает его сердце. Здесь талант молодой актрисы раскрылся неожиданно новой гранью – комедийной.

Орнелла Мути – обещающая актриса. Именно в такой актрисе, воплощающей наших современниц, девушек из народа, мужественных и активных, обретших самосознание, самостоятельность мышления и жизненной позиции, нуждалось итальянское кино, о котором уже давно мы не видели – а если и видели, то очень мало и редко – героинь, не «звезд» и героинь фильмов, а подлинных героинь. Героинь с большой буквы, таких, как сыгранная Орнеллой Мути Мария в фильме «Жизнь прекрасна».

213

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+