Унесённые ветром / Gone with the Wind (1939)
Другое название: «Развеяно ветром» (вариант перевода названия).
США.
Продолжительность 238 минут.
Режиссёры Виктор Флеминг, Джордж Кьюкор (без указания в титрах), Сэм Вуд (без указания в титрах).
Автор сценария Сидни Говард по роману Маргарет Митчелл, при участии Оливера Х.П. Гарретта, Бена Хекта, Джо Сверлинга, Джона Ван Друтена (все без указания в титрах).
Композитор Макс Стейнер.
Операторы Эрнест Хэллер, Ли Гармс (без указания в титрах).
Жанр: драма, мелодрама, военный фильм
Краткое содержание
1861-й год, Джорджия. Скарлетт О’Хара (Вивьен Ли, премия «Оскар»), дочь владельца процветающей хлопковой плантации Тара Джералда О’Хары (Томас Митчелл) и его жены-доктора Эллин (Барбара О’Нил), по секрету узнаёт о том, что Эшли Уилкс (Лесли Говард), к которому втайне питает нежные чувства, намеревается сделать предложение своей кузине Мелани Хэмилтон (Оливия Де Хэвилленд, номинация на премию «Оскар»). Гордая и своенравная, Скарлетт не желает выказывать досады, очаровывая на роскошном балу в поместье «Двенадцать Дубов» всех кавалеров, но всё же находит момент объясниться Эшли в любви… По иронии судьбы, случайным свидетелем непростого, прошедшего на повышенных тонах разговора становится Ретт Батлер (Кларк Гейбл, номинация на премию «Оскар»), неутомимый ловелас и хваткий делец, пользующийся дурной славой в высшем свете Юга. Это становится началом удивительного жизненного пути взрослеющей девушки, щедрого на самые разные события: и радостные, и печальные.
Также в ролях: Эвелин Кейес (Сьюэллен), Энн Разерфорд (Кэррин), Джордж Ривз (Брент Тарлетон), Фред Крейн (Стюарт Тарлетон), Хэтти МакДэниел (Мамми, премия «Оскар»), Оскар Полк (Порк, слуга), Баттерфлай МакКвин (Присси, служанка), Виктор Джори (Джонас Вилкерсон), Эверетт Браун (Большой Сэм), Уорд Бонд (Том), в эпизодах Ричард Фарнсуорт (солдат, без указания в титрах)
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.11.2013
Авторская оценка 9/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
«Selznick International в ассоциации с Metro-Goldwyn-Mayer имеют честь представить снятую в «Техниколоре» историю Старого Юга Маргарет Митчелл» – этот вступительный титр может претендовать на звание самого знаменитого за всё время существования кинематографа, превзойдя даже позже ставшую крылатой фразу из пролога научно-фантастического шедевра Джорджа Лукаса. Если бы на Земле нашёлся человек непосвящённый, по каким-то причинам ничего не ведающий о Голливуде, то сеанс «Унесённых ветром» позволил бы ему без труда получить общее представление о «фабрике грёз». Начиная с того момента, как именитый продюсер приобрёл1 у миссис Митчелл, бывшей журналистки The Atlanta Journal, права на экранизацию её дебютного романа, писавшегося на протяжении десяти лет и опубликованного в 1936-м, став национальным бестселлером и удостоившись Пулитцеровской премии, Америка внимательно следила за реализацией проекта. Чуть ли не каждый этап, будь то написание Сидни Говардом сценария (Дэвид О. Селзник согласился, чтобы тот работал в собственном доме в Массачусетсе, выплатив гонорар $125 тыс.) или подбор исполнителей ведущих ролей, получал широкое освещение в прессе, служил поводом для обсуждений и домыслов. Да чего там! История создания фильма сама по себе обросла красивыми мифами, неотличимыми от фактов, ознаменовав подлинный расцвет «золотого века» заокеанской киноиндустрии. Руководство MGM смело шло на огромные2 производственные затраты, расщедрилось на грандиозные массовки (две с половиной тысячи участников), санкционировало для съёмок охваченной огнём Атланты сожжение декораций нескольких предыдущих постановок, закупило дорогую тогда цветную плёнку, отснятую на сто часов проекции. Это тот редкий случай, когда промышленный, с позволения сказать, подход, зиждущийся не столько на личности режиссёра, сколько на энтузиазме предпринимателя от киноискусства, принёс отличные плоды. Сменивший Джорджа Кьюкора Виктор Флеминг, опытный мастер и далеко не последний по влиянию человек, даже исполнение прямых обязанностей временами уступал коллегам: Сэму Вуду, художнику-постановщику Уильяму Кэмерону Мензиесу, отмеченному почётным «Оскаром», и самому Дэвиду, не стеснявшемуся брать на себя ответственность за стержневые эпизоды. И остаётся только гадать, кого следует превозносить за новаторское монтажное решение, усиливающее драматизм на протяжении четырёх часов повествования, позволившее органично совместить эпическое дыхание с высокой и страстной романтикой, с проникновением в эмоциональный мир героев, а достоверные, местами натуралистичные кадры3 – с картинами бытования в роскоши аристократов и нуворишей. Абсолютно заслуженными представляются и коммерческие показатели фильма, по итогам нескольких выпусков на экраны принёсшего $198,655 млн. ($390 млн. с учётом зарубежного проката4), удерживавшего рекорд по номинальным кассовым сборам вплоть до выхода «Звуков музыки» /1965/, а по доходам с учётом инфляции доллара и по количеству проданных билетов – по сей день остающегося вне конкуренции.
«Унесённые ветром» являются идеальным олицетворением концепции Большого Голливудского Стиля, в котором эпохальные события, сказывающиеся на участи целых народов, а то и всего человечества, тесно переплетаются (и тем самым – «уравниваются») с судьбами конкретных личностей, словно пропускающих их через собственный внутренний мир. Пылкая любовь Батлера и О’Хары, не всегда приносящая радость и счастье, пробивающая себе путь и сквозь объективные трудности, и вопреки эмоциональной привязанности к другим (например, сохранённым Скарлетт чувствам к Эшли), универсализирует частную историю. Образ дочери владельца Тары, вынужденной взять управление ею в свои руки (более того, черпающей в родной земле, в любимой с детства усадьбе, волю к жизни) в разрушительную и братоубийственную гражданскую войну и позже, в период сложной и долгой реконструкции побеждённых штатов, потому и покорил миллионы. Вивьен Ли замечательно прививает героине черты современницы, тяготящейся консервативной, пуританской, нестерпимо старомодной атмосферой общества, которая задолго до движения суфражисток отрекается от удела послушной хранительницы домашнего очага, с напористостью и прилежностью, достойной предков-ирландцев, берясь за ведение бизнеса. И вместе с тем именно она оказывается, если угодно, носительницей духа, как сказано в титрах, «страны кавалеров и хлопковых полей», «последнего места, где можно было увидеть рыцарей и их прекрасных дам, господ и рабов», – цивилизации, навсегда уничтоженной, сметённой огнём войск Союза, «унесённой ветром». Для идеологического самосознания Соединённых Штатов картина стала, судя по всему, важнейшей вехой после гриффитовского шедевра «Рождение нации» /1915/, предложив новый, не столь сомнительный взгляд на ключевой отрезок национальной истории. Стараниями продюсера наличествовавшие у писательницы, родившейся, по знаменательному совпадению, в ноябре 1900-го, то есть в последний год (буквально на излёте!) XIX столетия, упоминания о благотворной роли Ку-клукс-клана были опущены – и остались только двусмысленные характеристики темнокожих невольников, эталоном которых выступила по-житейски мудрая горничная Мэмми. Малькольм Икс позже вспоминал, что был готов провалиться от стыда сквозь землю, наблюдая за поступками служанки Присси, которая напоминает не то умственно отсталую, не то непомерно инфантильную особу, заслуженно получая пощёчину за обман хозяйки по поводу умения принимать роды. Но и с такой оговоркой детище Селзника и Флеминга имело исключительное значение, убеждая соотечественников, что в каждом живёт искра гордого и несгибаемого южанина, сохранившего веру в галантный век даже после того, как разорённые штаты заполонили тысячи «саквояжников» – авантюристов и спекулянтов с Севера.
.
__________
1 – Приобрёл за неслыханную сумму – $50 тыс., которую позже, воодушевлённый триумфом, по собственной инициативе удвоил.
2 – Расходами, составившими $3,85–3,9 млн., картина, как считается, уступила лишь суперколоссу «Бен-Гур» /1925/ и «Ангелам ада» /1930/.
3 – Например, в переполненном ранеными солдатами госпитале или в сцене убийства Скарлетт разнузданного дезертира-северянина.
4 – Вероятно, с учётом и СССР, где широкая премьера состоялась в сентябре 1990-го года.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Атлантов Ал. Энциклопедия «ВИДЕО-АСС». Gone with the Wind // Видео-Асс. – 1990, № 4. – С. 72-75.
Симонов Егор. Звездные дети. // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 5. – С. 19-21.
Пальцев Николай. «Унесённые ветром», США (1939) // Искусство кино. – 1989, № 3. – С. 108-111.
Цыркун Нина. «Унесённые ветром» // Новые фильмы. – 1991, № 1. – С. 19-20.
Звегинцева И. Вивьен Ли. Трагическое совершенство // Видео-Асс Премьер. – 1994, № 24. – С. 59-61.
Петров Илья. Стантмен, или Игра со смертью // Видео Дайджест. – 1991, № 7. – С. 46-52.
Полякова Е. Звёздная пыль // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 06. – С. 40.
Секс-символы // Новости видео. – 1991, № 08 (15). – С. 1.
Сага о Скарлетт О’Хара и другие замечательные истории // Видео Дайджест. – 1991, № 06. – С. 7-9.
Цыркун Н. Король и Кэрол // Видео-Асс Фаворит. – 1994, № 07. – С. 38-40.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий