Унесённые ветром / Gone with the Wind (1939)

Атлантов Ал. Энциклопедия «ВИДЕО-АСС». Gone with the Wind // Видео-Асс. – 1990, № 4. – С. 72-75.

Энциклопедия «ВИДЕО-АСС». Gone with the Wind

Секрет популярности «Унесенных ветром» так до конца, наверное, и не будет разгадан. Для американцев – это вечное «ретро» с его ностальгией по временам давно ушедшим и свежестью чувств, которые не подвластны времени. Для нас – красивая, эпохальная мелодрама, пробуждающая интерес к «их» жизни, «их» истории, «их» классике.

Жизнь Скарлет О’Хара, непонятная ей самой, любовь к Ретту Батлеру могли бы быть заурядным любовным романом. Если бы не блистательная игра звезд: Вивьен Ли и Кларка Гейбла, если бы не опыт режиссера Виктора Флеминга и практическая хватка Дэвида О’Слезника, сумевшего сконцентрировать в своих руках лучшие творческие силы, когда-либо работавшие в кино.

Что бы случилось, например, если бы Слезник принял тот вариант картины, который предлагал ему Джордж Кукер – первый претендент на режиссерское кресло. Они спорили по каждой сцене и, в результате, Слезник отстраняет Кукера, хотя тот и считался большим мастером.

Вместо него приходит Виктор Флеминг, в прошлом – автогонщик и летчик, а к тому времени –

72

старый больной человек, который на экране «все, что мог, уже совершил». Он снимал супермена немого кино Дугласа Фербенкса, сделал «Остров сокровищ», «Волшебника страны Оз» (сюжетного двойника нашего «Волшебника Изумрудного Города»).

Этот последний фильм претендовал на 10 «Оскаров», но – ирония судьбы – не получил ни одного, хотя принес 4 миллиона долларов прибыли от первого тура проката (по тем временам – кассовый успех).

«Волшебник Оз» вышел почти одновременно с «Унесенными ветром» в том же 1939 году. Флеминг доказал, что можно, вопреки принятой у военных стратегии, вести войну сразу на два фронта и выигрывать. Без союзников, впрочем, ему было не обойтись: на съемках массовых сцен в «Унесенных ветром» (бегство Скарлет и Ретта из горящего города), требовавших привлечения тысяч статистов и монументальных декораций, бок о бок с Флемингом работали молодые режиссеры: Сэм Вуд и Ли Зэвитц.

Между тем Слезник был озабочен поисками актрисы на главную роль. Поочередно отвергнув Джоан Крауфорд, Бэтти Дэвис, Джоан Фонтейн и Оливию Де Хэвилленд и потеряв 50 тысяч долларов на поиски «юного дарования», он в результате остался без Скарлет О’Хара. Съемки шли полным ходом, но пока… без героини – делали второстепенные эпизоды.

Вивьен Ли привел к Слезнику его брат Майрон, познакомившийся с будущей Скарлет за обедом в ресторане вместе с ее мужем, актером Лоуренсом Оливье. Легенда (или быль) гласит, что утверждение на роль выглядело так: Майрон привел Вивьен Ли к брату и сказал: «Дэвид, позволь представить тебе Вивьен Ли – твою новую Скарлет О’Хара». Слезник сделал выбор.

Настоящее имя Вивьен Ли – Вивиан Мэри Хартли. Актриса окончила Королевскую академию драматического искусства в Лон-

73

доне, играла в театре, в кино дебютировала в 1934 году в фильме «Дела идут на лад». Ее партнер по «Унесенным ветром» Кларк Гейбл уже в начале 30-х годов считался «звездой», имел «Оскара» за исполнение роли в фильме Ф. Капри «Это случилось однажды ночью «, где он играл журналиста, в которого влюбилась дочь миллионера.

Гейбл считал Флеминга выдающимся режиссером, что в конечном счете во многом предопределило утверждение его кандидатуры на роль Ретта Батлера. Флеминг и Гейбл отлично ладили друг с другом. У Вивьен Ли, как это ни странно, с Флемингом возникли конфликты на съемочной площадке, вплоть до того, что в минуты дурного настроения она отказывалась работать.

Продолжительностью 3 часа 45 минут экранного времени фильм поглотил 4 250 000 долларов, однако воздал своим создателям сторицей, принеся 70 000 000 долларов прибыли по итогам только первого массового проката в США и Канаде. С тех пор эта цифра обросла еще многими нулями, число которых продолжает множиться – «Унесенные ветром» стали вечным хитом видеотек.

Успехом фильм обязан еще одному человеку, оставшемуся за кадром. В погоне за удачей Слезник попробовал в качестве сценариста несколько известных писателей. Сначала он выбрал Ф. Скотта Фицджеральда, который должен был уменьшить 1037-страничный роман Маргарет Митчелл до нужного размера. После этого по неизвестным причинам Фицджеральд был заменен на романиста Бена Хечта. Сверхтребовательный Слезник затем отверг и его работу и стал искать другого писателя. Его выбор в конце концов остановился на старом и уважаемом сценаристе из Голливуда Сиднее Ховарде.

Фильм был снят по сценарию Ховарда без каких-либо изменений. К сожалению, он не дожил до тех дней, когда бы мог увидеть свой шедевр на экране, тем более получить «Оскара», который он завоевал. Вскоре после завершения работы над великолепным сценарием к «Унесенным ветром» он скончался.

Всего «Унесенные ветром» завоевали 10 Оскаров. В число награжденных попали сам Флеминг, Вивьен Ли и исполнительница «лучшей второстепенной» роли Хэтти Мак Дэниэл – первая в истории американского кинематографа чернокожая актриса, удостоенная столь высокой награды.

Дальнейшая судьба создателей бессмертной ленты складывалась по-разному. Виктор Флеминг, работая на два фронта, сильно подорвал свое и без того расшатанное здоровье. Он снимает позже всего несколько лент: «Доктор Джекил и мистер Хайд» (1941), пользовавшийся популярностью – «Парень по имени Джо» (1944), в ко-

74

тором дух погибшего летчика помогал оставшимся в живых друзьям сражаться и победить в воздушной войне. Историческая драма «Жанна д’Арк» была его последней работой – в 1949 году Виктор Флеминг умер. Кларк Гейбл после «Унесенных ветром» надолго отошел от кино, выбитый из колеи смертью в авиационной катастрофе жены, актрисы К. Ломбарт. В конце пятидесятых он, однако, вновь появился на экране, постаревший, но столь же благородный, играя, в основном, искателей приключений. Гейбл умер в 1960 году с титулом «Короля Голливуда». Не каждому актеру удается стать прототипом героя фильма, Гейбл удостоился такой чести – в 1976 году вышел фильм «Гейбл и Ломбарт», построенный на фактах из биографии «Короля».

Вивьен Ли пережила всех. Она долго блистала, поражая обаянием даже увядающей красоты: «Мост Ватерлоо» (1940), «Леди Гамильтон» (1941), «Цезарь и Клеопатра» (1946), «Анна Каренина» (1948) и «Трамвай «Желание» (1951) Э. Казана, принесший еще один «Оскар». Жизнь Вивьен Ли–Скарлет оборвалась в 1967 году.

Они ушли, подарив нам «Унесенных ветром«, чтобы мы могли восхищаться ими вечно.

Ал. АТЛАНТОВ

75

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Добавить комментарий для Евгений Нефёдов Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+