Унесённые ветром / Gone with the Wind (1939)

Цыркун Нина. «Унесённые ветром» // Новые фильмы. – 1991, № 1. – С. 19-20.

«Унесенные ветром»

По одноименному роману МАРГАРЕТ МИТЧЕЛЛ, автор сценария – СИДНЕЙ ХАУАРД, режиссер – ВИКТОР ФЛЕМИНГ, Оператор – ЭРНЕСТ ХАЛЛЕР, художник – УИЛЬЯМ КАМЕРОН МЕНЗИС, композитор – МАКС СТЕЙНЕР.

Роли исполняют: Ретт Батлер – КЛАРК ГЕЙБЛ, Скарлетт О’Хара – ВИВЬЕН ЛИ, Эшли Уилкс – ЛЕСЛИ ХАУАРД, Мелани – ОЛИВИЯ ДЕ XЕВИЛЕНД, Mамми – ХЭТТИ МАК-ДЭНИЕЛ, Джеральд O’Xapa – ТОМАС МИТЧЕЛЛ, миссис О’Хара – БАРБАРА О’НИЛ, Питишит Хамильтона – ЛОРА ХОУП КРЮЗ, доктор Мид – ГАРНИ ДЭВЕНПОРТ, красотка Уотлинг – ОНА МАЙСОН, Суэллен – ЭВЕЛИН КЕЙЗ, Карин – ЭНН РОЗЕРФОРД, Присси – БАТТЕРФЛЯЙ МАК-КУИН, Нади Уилкс – АЛИСИЯ РЕТТ, Бит Сэм – ЭВЕРЕТТ БРАУН, дядя Петер – ЭДДИ АНДЕРСОН, Франк Кеннеди – КЭРОЛ НАЙ.

«СЕЛЗНИК ИНТЕРНЕНШИЛ», США, 1939 г. Выходные данные согласно ГСНУ

В 1936 г. в одном из американских издательств появилась некая домохозяйка из Атланты, штат Джорджия, с сумками, набитыми густо исписанными аккуратным почерком листами. Консультант, которому было поручено разобраться с необычной рукописью, проклиная судьбу, засел за чтение – и не смог оторваться, пока не дочитал до конца. Безвестная домохозяйка стремительно вознеслась на вершину славы. За три года роман МАРГАРЕТ МИТЧЕЛЛ «Унесенные ветром», ставший национальной классикой, был переиздан 48 раз, неизменно возглавляя список бестселлеров. Впрочем, в бочку всеобщего восторга добавилась ложка дегтя: профессиональные литераторы восприняли роман с ледяным равнодушием, поводом к которому послужил якобы «реакционный», «расистский» характер книги, в которой они увидели воспевание ушедшего в прошлое быта рабовладельческого Юга. Скорее всего, заговор молчания был вызван обыкновенной ревностью к «незаконной комете» в кругу «расчисленных светил» писательского небосклона. Но, пожалуй, всех примирил фильм, мысль о котором осенила Дэвида Селзника – продюсера, имя которого по заслугам должно быть упомянуто первым. Именно его готовность к риску, кипучая энергия, творческая интуиция легли в основу создания этого произведения, чей полувековой юбилей в 1989 году отмечался чуть ли не во всем мире. Селзнику предстояло найти режиссера и актеров на главные роли. С мужской – Ретта Батлера – дело решилось довольно быстро, ее доверили «самому обаятельному мужчине американского кино» КЛАРКУ ГЕЙБЛУ, носившему при жизни титул «короля Голливуда». А вот на роль Скарлетт О’Хара претендовал целый сонм самых блестящих звезд, с именами которых связывался образ истинной дочери Америки, каковой и была героиня: Бэтт Дэвис, Полетт Годар, Кэтрин Хепберн, Таллула Банкхед… И неожиданно для всех, чуть ли не как пощечина американцам, жадно следившим за ходом событий, прозвучал вердикт Селзника: Скарлетт сыграет Вивьен Ли. Многие почувствовали себя оскорбленными – англичанка, да еще почти неизвестная… Но для двадцатипятилетней ВИВЬЕН ЛИ (это уже после она сыграет такие роли, как Майра в фильме «Мост Ватерлоо», Эмма в «Леди Гамильтон», Бланш в «Трамвае «Желание») исполнение роли Скарлетт обернулось истинным триумфом. Правда, успех был оплачен дорогой ценой; красная пыль штата Джорджия, где проходили съемки, въевшаяся в и без того слабые легкие, спровоцировала болезнь, приведшую потом к преждевременной гибели актрисы.

Созданный ею живой и полнокровный характер – мотор и пружина фильма, а сам образ – художественная биография плантаторского сословия, потерпевшего поражение в борьбе с индустриальным Севером и сдавшегося на милость победителя.

Судьбы героев фильма, строго следующего сюжетной канве романа, проходят на фоне потрясений гражданской войны 1861 – 65 гг., поражения войск Конфедерации под командованием генералов Ли и Джексона, отмены рабства и торжества нуворишей-северян, толпами хлынувших на освоение опустошенных плантаторских земель. Этот период и в жизни Скарлетт О’Хара, наследницы живописной усадьбы Тара, женщины, совместившей в себе изящество матери-француженки и неукротимость отца-ирландца, насыщено событиями. За это короткое время она дважды выходит замуж и дважды остается вдовой, теряет родителей, рожает троих детей и переживает трагическую гибель четырехлетней дочурки Бонни, страдает от безнадежной любви, ведет длительный, полный драматизма поединок с капитаном-контрабандистом Реттом Батлером и выходит за него замуж по расчету, чтобы после многих потерь и поражений вдруг ощутить в себе чувство особой близости к этому человеку, воплотившему в себе хищнический эгоизм и неутолимую жажду наживы. «На крушении цивилизации можно заработать не меньше, чем на ее созидании» – таков девиз Батлера, ничем не брезгающего в достижении своих корыстных целей, оказывающегося на волосок от виселицы, но всегда с помощью денег или нечестных уловок уходящего от опасности. Но и сама Скарлетт не слишком разборчива в средствах, когда речь идет о выгоде, а тем более о выживании,– это сближает ее с Батлером. и это же отталкивает от нее Эшли Уилкса – воплощение добродетелей «южного джентльмена» с его рыцарским кодексом чести. Недаром Эшлн, всю жизнь хранивший в глубине души любовь к Скарлетт, предпочел взять в жены серьезную, вдумчивую Meлани Гамильтон, остающуюся даже в самых трудных обстоятельствах верной своим благородным жизненным принципам. Беспредельный эгоизм, который

19

приводит Скарлетт к материальному и даже социальному успеху, вместе с тем оборачивается одиночеством, затаенной тоской и душевной опустошенностью.

Все это тонко передала в своем исполнении Вивьен Ли, искусный мастер психологического рисунка. Ни одна из ее американских конкуренток не смогла бы превзойти Ли в умении изобразить становление характера и его противоречивую многоплановость.

Над картиной пролился золотой дождь «Оскаров». Высшую награду Американской киноакадемии получили сценарист Сидней Хауард, режиссер Виктор Флеминг, актриса Хэтти Мак-Дэниел за лучшую женскую роль второго плана и, конечно, Вивьен Ли.

Книга Маргарет Митчелл пришла к нашему читателю с задержкой в четыре десятилетия, но была встречена с восторгом. Фильм опоздал более чем на полвека. Кстати, в истории кино второго такого прецедента нет – прокатная судьба «Унесенных ветром» уникальна: никогда, на протяжении всех этих десятилетий, на фоне всевозможных исторических событий и исторических бурь, при всех переменах общественного вкуса и поворотах дел в кинопроизводстве этот фильм не сходил с экранов американских кинотеатров! В юбилейном году он был показан практически по всем каналам телевидения, и не единожды. Мы в очередной раз опоздали. Утешимся же тем, что классика тем и хороша, что неувядаема. Кстати, сегодня, когда мы с тоской всматриваемся в собственное прошлое, нам ближе и понятнее станут печаль и горечь фильма, оплакивающего гибель целого класса, который хранил культурные ценности нации, под напором неистовой энергии разрушения ради материального благополучия.

Н. Цыркун

20

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Добавить комментарий для Евгений Нефёдов Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+