Унесённые ветром / Gone with the Wind (1939)

Сага о Скарлетт О’Хара и другие замечательные истории // Видео Дайджест. – 1991, № 06. – С. 7-9.

САГА О СКАРЛЕТТ О’ХАРА И ДРУГИЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ

Унесенные ветром (Gone With the Wind). 1939, МГМ, пр. Дэвид О. Селзник, реж. Виктор Флеминг, сц. Сидней Говард по роману Маргарет Митчелл, оп. Эрнест Холлер, Рей Ренненхэм, худ. Лиль Уилер, комп. Макс Штайнер. В главных ролях: Кларк Гейбл, Оливия Де Хавилэнд, Вивьен Ли, Хатти Мак Даниэл, Джейн Даруэлл, Лесли Хоуард и др. 219 мин.

В 1939 году членам Академии киноискусства, пожалуй, впервые не пришлось долго раздумывать, какой фильм должен быть удостоен «Оскара», хотя год был урожайным для Голливуда. Все сошлись на том, что триумфатором может быть только фильм «Унесенные ветром» – цветная киноэпопея, созданная по одноименному роману Маргарет Митчелл, повествующему о важнейшей странице истории США – гражданской войне Севера и Юга 1861 – 1865 годов.

Почти сразу после выхода романа в свет (1936 г.) один из виднейших продюсеров,

7

Дэвид Селзник купил права на его экранизацию. Имя Селзника – молодого, инициативного и весьма культурного кинопредпринимателя – уже гремело в Голливуде. По его инициативе и при его участии (продюсеры в те времена не только финансировали и контролировали постановку, но нередко сами сидели за монтажным столом) были поставлены «Анна Каренина» и «Дама с камелиями», в которых блистала Грета Гарбо, – фильмы имели гигантский зрительский успех во всем мире.

И вот теперь Селзник развернул мощную организаторскую и рекламную кампанию по созданию фильма, продолжавшуюся более двух лет. Он, например, объявил конкурс на исполнение роли Скарлетт О’Хара – героини эпопеи. «Любая молодая женщина может получить свой шанс», – провозгласил Селзник.

Тысячи американок заявили о своем желании участвовать в съемках, триста из них удостоились кинопроб. В это своеобразное и беспрецедентное соревнование включились и голливудские кинозвезды. Журналисты спорили, какая же из знаменитых актрис будет играть роль Скарлетт? Многие называли имя самой популярной кинозвезды Голливуда Греты Гарбо. На исполнение роли Скарлетт претендовали и Бетт Девис, и Норма Ширер, и Кэтрин Хепберн, и Полетт Годдар. Но выбор пал на молодую и совсем неизвестную американским зрителям английскую театральную актрису Вивьен Ли. Режиссер писал впоследствии: «Я только взглянул на нее и понял, что она подходит». Продюсер колебался. А что скажет публика? Почему англичанка? Разве мало у нас своих звезд? Его беспокоил и роман актрисы с Лоуренсом Оливье, ведь она тогда еще нe была разведена с мужем, а в пуританской Америке этого не любит… Но после многочисленных кинопроб Селзник убедился в точности режиссерского выбора.

По поводу исполнителя главной мужской роли споров не возникало. Руководитель кинокомпании «Метро-Голдвин-Майер» Луис Майер – Селзник был его зятем – имел долгосрочный контракт с Кларком Гейблом, любимцем американской публики. Участие Гейбла означало и крупный денежный вклад в бюджет снимающейся картины со стороны мощной кинокомпании.

Премьера картины, стоившей более четырех миллионов долларов (в ту пору это была огромная сумма, соответствующая сегодня, по крайней мере, пятидесяти миллионам), состоялась в Атланте – там, где развертывались основные сцены повествования.

Три дня длились праздники: на премьеру съехалось более миллиона американцев, хотя город в ту пору был сравнительно невелик.

Фильм прошел с триумфальным успехом.

Зрители с увлечением следили за судьбой Скарлетт О’Хара, переживали вместе с героиней ее первую безответную любовь к Эшли Уилксу (актер Лесли Хоуард), волновались за ее судьбу в перипетиях гражданской войны; в фильме впечатляюще показывалась и горящая Атланта, и баталии, и разорение Юга после победы северян.

Образ Скарлетт – неоднозначный, сложный, сочетающий твердость характера и страстность любящей женщины, умение преодолевать невзгоды, идти наперекор судьбе и верящей в свои силы – как бы воплощал представление об идеальной американской женщине. Неудачные замужества Скарлетт, ее встреча с Рэттом Батлером, сторонником Севера, представителем силы, враждебной тому патриархально му укладу, который она любила с детства, их женитьба, потеря дочери, размолвка и надежда на будущую встречу – все эти перипетии сюжета авторы фильма передали тонко и увлекательно.

Присуждение «Оскаров» за 1939 год превратилось в торжество «Унесен-

8

ных ветром». Бурной овацией встретил зал Вивьен Ли, которую нес на руках Дэвид Селзник. На сцену вышел и Лоуренс Оливье – будущий муж актрисы, и приглашенная на торжество автор романа Маргарет Митчелл.

«Оскара» получил и сам фильм, и Вивьен Ли, и Дэвид Селзник, и режиссер Виктор Флеминг, и негритянская актриса Хатти Мак Даниэл, игравшая роль няни Скарлетт – всего 10 высших наград Академии: этот рекорд держался более 20 лет, когда «Бен-Гур» Уильяма Уайлера получил одиннадцать «Оскаров».

Можно с уверенностью сказать, что «Унесенные ветром» – это самый «американский» фильм Голливуда, да и, пожалуй, самое популярное его детище. Специалисты считают фильм самым кассовым в мировой истории кино. Он с успехом и по сию пору идет на экранах мира, спустя полвека став достоянием и советского зрителя.

9

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+