Утешение незнакомцев / The Comfort Of Strangers (1990)

Самсонов Георгий. Тайна Кристофера Уокена // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 12. – С. 39-42.

ВИДЕОДОСЬЕ

Тайна Кристофера Уокена

Кристофер Уокен относится к разряду тех известных актеров, которых зрители хорошо запоминают в лицо, но не помнят по имени. Отсутствие скандальной шумихи вокруг его персоны и коммерческого успеха большинства лент, в которых он снимался, поставило Уокена в один ряд с так называемыми «находящимися в стороне» актерами, куда вошли Лайам Ниcон, Рой Шейдер, Деннис Хоппер и другие представители этой капризной профессии, так и не ставшие звездами первой величины.

Уокена часто называют «таинственной загадкой», «темной лошадкой» и «неуловимым», и этим он, в первую очередь, обязан своей довольно необычной внешности. Прямые, зачесанные назад волосы, мертвенно-бледное лицо и серовато-зеленые глаза, казалось бы ничего не выражающие, но излучающие что-то мистическое, все это создает странный, порой демонический образ Кристофера Уокена. «Я не знаю, почему люди смотрят на меня, как на Дракулу, – удивляется он. – Несомненно, в моем внешнем облике и во мне самом есть что-то ненормальное, то есть не соответствующее общепринятым представлениям. Вероятно, я просто не такой, как все…». И не потому ли Уокена так часто приглашают сыграть либо психопатов, либо людей, обладающих паранормальными способностями. «Мне безразлично, что я играю ненормальных, – признается он. – Если они существуют в жизни, почему бы им не присутствовать и на экране?».

Без Уокена невозможно представить себе знаменитый фильм Майкла Чимино «Охотник на оленей», в котором он сыграл сошедшего с ума ветерана вьетнамской войны. Уокен тонко передает внутреннюю душевную трансформацию наивного американского парня, познавшего безумие войны. Остановившийся, полный отчаяния взгляд, ангельская улыбка, в момент, когда он крутит барабан револьвера, прежде чем приставить дуло к виску (знаменитая сцена игры в «русскую рулетку») – все еще стоит у меня перед глазами. Этот фильм явился значительным событием в жизни актера, еще и потому, что он был удостоен «Оскара».

Родившийся в Нью-Йорке 31 марта 1943 года в семье булочника, Кристофер Уокен (его настоящее имя Рональд), несмотря на свое социальное происхождение по праву считает себя

39

прирожденным артистом. «Я рос среди цыган, музыкантов, танцоров мюзик-холла, – вспоминает он. – Это был чудесный и особый мир». В возрасте 10 лет Кристофер уже выступает в телешоу, где он танцует чечетку вместе со своими двумя братьями Гленном и Кеном. Чувствуя призвание к танцу, он увлекается музыкальной комедией и собирается стать хореографом. Это юношеское увлечение не мешает Уокену получить университетское образование, но оно же и приводит его на театральные подмостки.

Играя в двух классических пьесах, поставленных на Бродвее, он дебютирует в кино в возрасте 28 лет в криминальной драме Сиднея Люмета «Магнитные ленты Андерсона», в которой исполняет роль наводчика. Затем Уокен снимается в картинах известных режиссеров Пола Мазурского и Вуди Аллена, хотя и без особого успеха. Учится в течение двух лет в знаменитой. «Актерской студии», которую закончили многие кинозвезды, такие, к примеру, как Роберт Де Ниро. Однако как-то Уокен в порыве откровенности признался, что он так и не понял, чему же его там все-таки пытались научить.

После триумфа «Охотника» к Кристоферу Уокену приходит заслуженное признание, и в то же время созданный им в этом фильме образ «безумца» невольно повлиял на его актерский имидж и дальнейшую творческую судьбу. В 1980 году Чимино вновь выбирает Уокена для своей картины «Врата рая», на этот раз на роль Нэйта – обольстительного наемного убийцы. В том же году в боевике «Псы войны» актер талантливо воплощает на экране судьбу солдата-наемника. Эта работа получила высокую оценку критики.

Но все же наиболее запоминающимся по сей день образом, созданным Уокеном в кино после роли Ника в «Охотнике», стал герой романа С. Кинга «Мертвая зона» – Джонни. Режиссеру фильма Дэвиду Кроненбергу не пришлось долго ломать голову над выбором актера. Достаточно посмотреть любой из эпизодов картины, и становится ясно, что Кристофер был просто рожден для роли ясновидца, который в исполнении. Уокена предстал человеком с большим трепетным сердцем, чистой совестью и нежной душой ребенка. И в который раз, непостижимый, испытующий взгляд актера заставляет зрителя содрогнуться.

Именно эту внешнюю особенность Уокена очень часто эксплуатируют многие режиссеры, делая ставку в первую очередь на удачные типажные качества актера, так подходящие для исполнения ролей злодеев. Уж их-то он сыграл на своем веку предостаточно. И все-таки, характер каждого из таких персонажей не был прямолинеен и однозначен. Герои Уокена часто представляют собой противоречивых и двуличных людей, как, например, в фильме «В упор», где он сыграл грабителя, отца

40

двух сыновей, одного из которых ему приходится убить. Не тупого и хладнокровного убийцу изображает Уокен, а мечущегося, страдающего человека, оказавшегося в жизненном тупике.

Незабываемы и другие «злодеи» Уокена. Карикатурный персонаж миллиардер Зорин, пытающийся завоевать весь мир, из бондовской серии («Взгляд на убийство»); эксцентричный солдафон из комедии Майка Николса «Билокси Блюз»; красивый, умный, циничный и даже благородный босс наркомафии из ленты «Король в Нью-Йорке». В этом фильме Уокен просто потрясает своими знаменитыми паузами. Пожалуй, в них и заключена тайна его актерского магнетизма.

Последняя по времени работа Уокена в картине «Утешение чужака» стала настоящим потрясением и для него самого. «Эта роль нанесла мне психологическую травму – признается Кристофер. – Я играл всякого рода извращенцев, преступников, насильников и убийц, однако Роберт – это персонифицированное зло, подлинный демон… и очень трудно, исполняя подобную роль, не впасть при этом в состояние депрессии…».

Видимо, подобные персонажи, сыгранные Уокеном, и дают людям повод высказывать разного рода предположения относительно его личной жизни и судить о состоянии его умственного здоровья. Однако, поскольку конкретной информацией никто не обладает, приходится теряться в догадках и домысливать имеющиеся скудные факты его биографии. Недавно в прессе опять муссировалась, казалось, уже позабытая история, связанная с трагической гибелью известной актрисы Натали Вуд, снимавшейся с Уокеном в фильме «Мозговая атака». Десять лет назад, 29 ноября 1981 года она утонула неподалеку от яхты, на которой кроме нее находились ее муж Роберт Вагнер и герой этой статьи. Обстоятельства ее гибели оказались так и невыясненными до кон-

41

ца. Однако недавно один из очевидцев события высказал предположение о причастности Уокена к смерти Натали Вуд.

Сам же актер, несмотря на самые вздорные слухи, распространяемые о нем, ведет очень спокойную и размеренную жизнь вместе со своей женой Джорджианой, с которой связан узами брака уже 25 лет и проводит все свободное от съемок время в своем доме в штате Коннектикут и в квартире на Манхэттене.

И лишь одна мечта долго не давала покоя Кристоферу Уокену – сыграть доброго, порядочного, одним словом нормального человека. И, кажется, она, наконец, сбылась. У его героя в новом фильме двое детей, он много и напряженно работает и к тому же безумно … влюбляется. Снимаясь в этой картине, Уокен испытал истинное наслаждение. Вечерами он возвращался домой, спокойно ужинал и чувствовал себя прекрасно, а засыпал со счастливой мыслью: «Да, никто другой так гениально сыграть не смог бы!».

Георгий САМСОНОВ

42

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+