Ужин с придурком / Le dîner de cons (1998)

Ужин с придурком / Le dîner de cons (1998): постер

Полнометражный фильм (номинации на «Сезар» и «Гойю»).

Другие названия: «Ужин-игра» / «Игра за ужином» / «The Dinner Game» (международное англоязычное название)

Франция.

Продолжительность 80 минут (версия для ТВ – 75 минут).

Режиссёр Франсис Вебер (номинация на «Сезар»).

Автор сценария Франсис Вебер (премия «Сезар») по своей пьесе (без указания в титрах).

Композитор Владимир Косма.

Оператор Лучано Товоли.

Жанр: комедия

Краткое содержание
Пьер Брошан (Тьерри Лермитт), преуспевающий парижский издатель, и его закадычные приятели на протяжении долгих лет предаются развлечению — устраивают ужин, на который нужно привести… ярко выраженного придурка. Очередной жертвой должен стать Франсуа Пиньон (Жак Вильре, премия «Сезар»), скромный налоговый служащий, обожающий склеивать из спичек модели всемирно известных памятников архитектуры и технических сооружений. Однако, по досадному стечению обстоятельств, у Пьера внезапно возникают проблемы со здоровьем: каждое движение отдаётся пронзительной болью в спине. К несчастью, Франсуа уже приглашён…

Также в ролях: Франсис Юстер (Жюст Леблан), Даниэль Прево (Люсьен Шеваль, премия «Сезар»), Александра Вандернот (Кристина Брошан), Катрин Фро (Марлен Сассёр, номинация на «Сезар»), Эдгар Живри (Жан Кордье).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 12.03.2018

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Ужин с придурком / Le dîner de cons (1998): кадр из фильма
Придурок о придурках

Сложно сказать доподлинно, видел ли Франсис Вебер малоизвестную американскую мелодраму «Дурацкое пари» /1991/ (вариант перевода названия – «Собачья свара»): дебютная постановка его пьесы состоялась в парижском Театре варьете 17-го сентября 1993-го, спустя примерно два года после премьеры упомянутого фильма. У Нэнси Савоки ситуация, возникшая из похожего, столь же тупого и подлого развлечения, про которое вскользь упоминает доктор Брошана (ужин с дурнушкой), приводила к трагикомическим, а под занавес – и к совсем грустным последствиям. Причём драматизм экранных перипетий усиливал исторический контекст: шла война во Вьетнаме, куда юному шутнику, замечательно сыгранному Ривером Фениксом, предстояло вскоре отбыть. Однако во многих отношениях французский драматург и режиссёр оказался, как это ни парадоксально, солидарен с коллегой из-за океана, несмотря на то, что у него-то выпадающие на долю Пьера неприятности заставляют зрителей смеяться до колик в животе, а не утирать скупые слёзы.

Ужин с придурком / Le dîner de cons (1998): кадр из фильма
Всегда готов рассказать

Если по поводу участия Жака Вильре сомнений не было (актёр около шестисот – да-да, шести сотен! – раз исполнил роль на подмостках), то к образу Брошана некоторое время примеривался Жерар Депардье, персонажам которого приходилось трижды иметь дело с реинкарнациями месье Пиньона. Любимый веберовский типаж, пожалуй, никогда ещё не представал в таком невыгодном свете – не просто безнадёжным неудачником и слабохарактерной рохлей, а ещё и личностью невыдающегося ума, восторженным дурачком. Тот факт, что Франсуа трудится на государство – является работником налоговой инспекции, придаёт действию сатирический (антибюрократический) окрас: этот «гений» чувствует себя как рыба в воде среди сослуживцев и даже смеет насмехаться над убогими способностями кое-кого из коллег. Но «соль» замысла, конечно, не в том. Интеллектуал, чья сомнительная забава переполняет чашу терпения любимой супруги, невольно (по объективным причинам) попадает в зависимость от прилипчивого придурка. Только Пьер согласится с очередной идеей гостя и попросит его о маленькой услуге (уход дражайшей Кристины заставляет изрядно понервничать), как тот обязательно всё испортит излишним рвением и склонностью к импровизации, неизменно оборачивающейся конфузом. И чем дальше – тем хуже. Обхохочешься!

Ужин с придурком / Le dîner de cons (1998): кадр из фильма
Ох, какой глупый!..

Комедиографам всего мира, а не одной лишь Франции остаётся завидовать чёрной завистью Франсису1, обладающему редкостным талантом извлекать юмор из любых, ничем внешне не примечательных обстоятельств. По большому счёту, всего-то и требуются декорации роскошной парижской квартиры состоятельного издателя (типичного представителя и, само собой, ревнителя буржуазного общества) и несколько одарённых исполнителей. Ничего нелепее, кажется, и быть не может, но… надо очень плохо знать творчество месье Вебера, чтобы поверить, будто он переключился на создание «чистых» комедий положений. В «Ужине с придурком» ничуть не менее последовательно и страстно, чем у той же Савоки, отстаиваются гуманистические идеалы. Брошан, которому насмешки над глупцами придают в собственных глазах (и в глазах давних приятелей, таких же законченных снобов) дополнительный вес, получает урок самой Жизни – урок болезненный и, уж конечно, памятный. Не очень понятно, помог ли Франсуа вернуть Пьеру любимую супругу, но точно заставил задуматься над правильностью многих совершённых поступков. Наверное, только идиот не воспримет внезапно возникший недуг, усугублённый встречей с так называемым придурком, знаком свыше – последним китайским предупреждением. Впрочем, справедливости ради нельзя не отметить, что для бедолаги Пиньона день тоже не прошёл даром.

.

__________
1 – Никто и не сомневался, что вложенные в производство FRF 82 млн. легко окупятся в кинопрокате, где кассовые сборы в итоге составили $65,4 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+