В плохом вкусе / Bad Taste (1987)

Одиноков Алексей. Питер Джексон. Кук с маслом для крепких желудков // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 80-82.

ПИТЕР ДЖЕКСОН

КУК С МАСЛОМ ДЛЯ КРЕПКИХ ЖЕЛУДКОВ

Российский телезрители пока чаще видят на экранах рекламу новозеландского масла, чем анонс кинокартины тамошнего производства. Между тем на мировой рынок всё активнее пробиваются ленты, снятые на островах, открытых Джеймсом Куков. Впрочем, последние видеокассеты Джексона уже можно получить и у нас.

80

Ценители помнят такие «серьезные» фильмы из Новой Зеландии, как, на-пример, «Спящие псы» Роджера Дональдсона или «Плохая кровь» Майка Ньюэлла. Но в каждом кинематографе есть свои «пикантные блюда». В 1987 году им стал «Дурной вкус» – безумная смесь ужаса и комедии молодого островитянина Питера Джексона. Картина, при крошечном бюджете, принесла мировую славу автору и заставила вновь обратить внимание кинопрокатчиков на страну с «вечнозелеными лугами и чистыми источниками». Джексон выступил не только как режиссер и продюсер, но и как сценарист. История о пришельцах, открывающих на Земле сеть закусочных, в меню которых человечина (возможно, и потомков капитана Кука), и о борьбе с ними отряда специального назначения понравилась любителям комедийных «ужастиков» во всем мире. Особенно привела их в восторг манера уделять пристальное внимание кровавым подробностям, не теряя при том чувства юмора. Предупреждение о том, что зритель этого фильма должен обладать крепким желудком, пошло только на пользу. Многие ходили на просмотр по нескольку раз – сначала для того, чтобы свыкнуться с шокирующими сценами, а затем дабы насладиться по достоинству оцененным о-очень «черным» юмором Джексона.

Испортив аппе-

81

тит не одному посетителю кинотеатров и владельцу видео, Питер приступает к еще одному шокирующему действу. В «Шоу недоумков» тоже есть хохмы и приколы, но все это подается под таким соусом скабрезностей, насилия и секса, что зритель либо уходит, считая себя оскорбленным, либо принимает игру автора – и тогда полтора часа смеха ему обеспечены. Фильм получил индекс R, хотя это не помешало ему приобрести поклонников среди тинейджеров четырех континентов.

Однако подобные «достижения» молодого новозеландца показались цветочками по сравнению с его ударным хитом «Живая мертвечина». В то время, когда «Фортепиано» Д. Кэмпион брал призы на мировых кинофестивалях, фильм ее земляка собирал у себя на родине полные залы (то же произойдет и за рубежом). Любой, пришедший на сеанс, мог проверить на себе тест Питера Джексона на наличие крепких нервов и чувства юмора. О сюжете лучше не говорить, ибо его пересказ не сможет передать всех достоинств. Лента принесла Питеру миллионные прибыли и Гран-при в Авориазе (призом также были отмечены спецэффекты), ну а Тимоти Болми был награжден призом за исполнение главной мужской роли на Лондонском кинофестивале. Если Сэм Пекинпа залил кровью вестерн, Джон By – боевик, то Питеру Джексону удалось утопить в ней и без того кровавый жанр ужасов.

В минувшем году режиссер решил испробовать себя в драме с мистическим оттенком. Фильм «Божественные создания» еще раз доказал, что странные, порой ужасные вещи в жизни человека – стихия Питера. Действие происходит в Новой Зеландии пятидесятых годов. На этот раз внимание режиссера привлекла реальная история о дружбе двух учениц колледжа, закончившаяся трагедией. Он использует при разработке сюжета дневник одной из девушек. Сверхинтимные записи, а не сухие факты официальных источников, дают возможность окунуться в мир Полин и Джульетт, почувствовать их стремление найти в выдуманном, но для них реальном месте свой рай. Побег «божественных созданий» из опостылевшего обывательского бытия становится для них невозможным из-за родителей. Обеспокоенные уж очень тесной (не без элементов лесбийства) дружбой, они пытаются разделить детей. Но это разрушает их и без того хрупкое царство грез, что приводит к трагичной развязке. Одержимые желанием быть вместе, подруги решаются на убийство матери Полин.

Молодые актрисы Мелани Лински и Кейт Уинслет (нужно отметить и Элизабет Моуди в роли учительницы), отличное музыкальное оформление, помогающее лучше воспринять фантазии героинь, спецэффекты производят сильнейшее впечатление. Джексон добился восприятия картины как увлекательного, но в то же время и заставляющего задуматься, удивительно изящного, в чем-то загадочного произведения. Сразу после выхода фильма на экраны последовали восторженные отклики критиков, признавших блестящую работу. Картина хорошо идет в мировом прокате, была по достоинству оценена на фестивале фантастического кино в Жерармере (Гран-при) и на фестивале в Венеции (серебряная премия).

Питер не стремится покинуть родину, в отличие от Джеффа Мерфи и Роджера Дональдсона, считая, что в Новой Зеландии он сможет, оставаясь независимым, продолжать экспериментировать с различными жанрами, привнося в них все больше нового.

Алексей ОДИНОКОВ

82

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+