В поисках Бобби Фишера / Searching for Bobby Fischer (1993)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Выбор игры» / «Разыскивая Бобби Фишера» (варианты переводы названия), «Невинные ходы» / «Innocent Moves» (Великобритания: видео).
США.
Продолжительность 109 минут (версия в Онтарио – 93 минуты).
Режиссёр Стивен Заиллян.
Автор сценария Стивен Заиллян по книге Фреда Вайцкина.
Композитор Джеймс Хорнер.
Оператор Конрад Холл (номинация на «Оскар»).
Жанр: биографический фильм, драма
Краткое содержание
Бонни Вайцкин (Джоан Аллен) замечает, что её сын Джошуа (Макс Померанц) демонстрирует поразительные способности к шахматам. Убедившись в правоте супруги, его папа Фред (Джо Мантенья) решает всячески помочь мальчику развить врождённый талант. Наставником Джошуа становится Брюс Пандолфини (Бен Кингсли), экс-чемпион страны.
Также в ролях: Лоуренс Фишбёрн (Винни), Майкл Ниренберг (Джонатан По), Роберт Стивенс (учитель По), Дэвид Пэймер (Калев), Хэл Скардино (Морган), Васек Симек (русский шахматист в парке), Уильям Мэйси (отец одного из игроков), Дэн Хедайя (директор турнира), Лора Линни (учительница), Энтони Хелд (родитель), Джош Мостел (член шахматного клуба), Остин Пендлтон (Эйса Хоффман), Камран Ширази (в роли самого себя), Джоэль Бенджамин (в роли самого себя), Роман Джинджихашвили (в роли самого себя), Катя Вайцкин (82-ая девочка), в эпизодах (без указания в титрах) Бобби Фишер (в качестве самого себя), Брюс Пандолфини (человек в парке),
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.06.2018
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Сам Бобби Фишер публично отозвался о фильме в резко отрицательном ключе. Ничего удивительного! Выдающийся (кое-кем признаваемый величайшим за весь XX век) шахматист, известный экстравагантными выходками и смелыми рассуждениями, не стеснялся хлёстких антисемитских высказываний, несмотря на то, что и у его матери, и у обоих потенциальных отцов были еврейские корни. Бобби, позволявшему себе публично называть «мифом» Холокост, вряд ли могло понравиться, что режиссёром ленты со своими именем и фамилией в заголовке выступил Стивен Заиллян (вообще-то армянин по национальности, что ясно уже по паспортным данным), примерно тогда же познавший триумф благодаря сценарию «Списка Шиндлера» /1993/. Впрочем, дебютная постановка талантливого (чуткого, наблюдательного, отлично разбирающегося в человеческих характерах) кинодраматурга особым коммерческим успехом не пользовалась1, хотя и получила положительные рецензии.
Сложно сказать, почему так произошло. В Соединённых Штатах, по-видимому, никогда толком не знали «шахматной горячки», по поводу которой в начале кинематографической карьеры иронизировал (в одноимённой комедийной короткометражке) Всеволод Пудовкин, впоследствии – классик советского и мирового киноискусства. Даже достижения Бобби, грозившегося поднять престиж любимой игры до такого уровня, что сможет запрашивать суммы больше, чем Мохаммед Али, оказалось недостаточно. В одном из самых грустных эпизодов миссис Вайцкин приводит сына в парк, где бездомный пожилой шахматист (прототипом послужил Израэль Зильбер, эмигрировавший из СССР и обосновавшийся в «стране неограниченных возможностей») предлагает любому желающему за пять долларов фотографию или партию с «человеком, который побеждал Таля». Вот и Брюс Пандолфини, тоже живущий очень скромно, приводит Фреда на турнир, наглядно демонстрируя то вероятное (откровенно говоря, не слишком завидное в материальном плане) будущее, что ждёт большинство профессионалов. Но… он всё же искренне рад сделанному мужчиной выбору – решению оказывать отпрыску всестороннюю поддержку.
По мере развития экранных перипетий «отцовская» (точнее, отцовско-материнская) интерпретация событий чувствуется, пожалуй, всё сильнее. И опыт супругов Вайцкиных окажется интересен не только тем, кто хочет воспитать чемпиона по шахматам (или стать таковым). Здесь важно соблюсти баланс, с одной стороны привив такие качества, как упорство (не путать с упрямством), воля к победе, умение концентрироваться на достижении нужного результата, а с другой – не перегнуть палку, не удариться в фанатизм, не принести в жертву всё прочее. Вместе с тем помимо мощного родительского вклада Заиллян не может не отдать должного учителям, показывая, как на мировоззрение вундеркинда повлияли такие разные (в чём-то – придерживающиеся противоположных воззрений) люди, как темнокожий Винни, гордящийся тем, что первым распознал в застенчивом пареньке гения, и мистер Пандолфини. Есть время рисковать, поступать по наитию – и время всё тщательно анализировать, принимая обдуманные, взвешенные решения. Дальнейшая (остававшаяся неведомой авторам фильма в момент съёмок) судьба Джошуа, добившегося заметных результатов и за пределами первого увлечения, подтвердила правильность этой мысли. А вот Роберту Джеймсу Фишеру в последние годы жизни придётся нелегко. Быть может, всё дело – в отсутствии мудрого наставника?..
.
__________
1 – Кассовые сборы в национальном кинопрокате составили примерно $7,3 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Борев Владимир. Ход королевой // Видео-Асс PREMIERE. – 1994, № 18. – С. 11-12.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий