В зимней спячке / Winterschläfer (1997)

В зимней спячке: постерПолнометражный фильм.

Другое название: «В зимней спячке» / «Winter Sleepers» (США) / «Wintersleepers» (Европа)

ФРГ.

Продолжительность 122 минуты.

Режиссёр Том Тыквер.

Авторы сценария Том Тыквер и Анна-Франсуаз Пишора по роману Анны-Франсуаз Пишоры «Растрата духа».

Композиторы Райнхольд Хайл, Джонни Климек, Том Тыквер.

Оператор Франк Грибе.

Жанр: драма, мелодрама, триллер

Краткое содержание
В преддверии Рождества Марко (Хайно Ферх) приезжает в баварский Берхтерсгаден к своей девушке, переводчице Лауре (Мари-Лу Селлем), которая живёт в доме вместе с лучшей подругой Ребеккой (Флориан Даниэль), работающей медсестрой. Приезжает на новеньком автомобиле, который вскоре угоняет неизвестный…

Также в ролях: Ульрих Маттес (Рене), Йозеф Бирбихлер (Тео), Агате Таффетшофер (Эдит, жена Тео), София Диршерль (Марита, дочь Тео), Лаура Тонке (Нина).

© Евгений Нефёдов, Allofcinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, Allofcinema.com, 19.12.2012

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

В зимней спяке: кадр из фильма
Марко на курорте

После неожиданного и, по сути, международного триумфа фильма «Беги, Лола, беги» /1998/ возник понятный интерес к более ранним фильмам Тома Тыквера, и ленту «В зимней спячке» даже выпустили1 (в марте 2000-го года) в ограниченный кинопрокат в США. Но это справедливо лишь для зарубежных знатоков и ценителей авторского кинематографа, поскольку на Родине авторов картина, хотя и привлекла далеко не рекордное количество зрителей (примерно 154 тысячи), была отмечена несколькими престижными наградами. Кроме того, постановка Тыквера, адаптировавшего для экрана (на пару с самой писательницей) роман Анны-Франсуаз Пишоры с пессимистичным названием «Растрата духа», представляла Германию на киносмотрах в Локарно и Салониках, наверняка вызывая ассоциации с одним из явлений артхауса сезона 1997-го – «Славным потусторонним». Сходство не только в том, что события произведений развёртываются в заснеженных2 горных районах, где, кажется, остановилась, застыла, вымерзла сама жизнь, и что завязкой в обоих случаях служит трагический несчастный случай – авария на серпантине. Режиссёры, живущие за тысячи километров друг от друга, обнаруживают созвучие в миросозерцании, стремясь художественными средствами донести мысль (а то и едва уловимое ощущение) о глубоком внутреннем единстве явлений, внешне совершенно независимых.

В зимней спячке: кадр из фильма
Ребекка в ожидании перемен

К слову, Тыквер и Пишора предлагают даже более сложную драматургическую схему, чем Атом Эгоян, распределяя действие сразу, как минимум, на три группы персонажей. Рене, поначалу человек посторонний, начинает ухаживать за Лаурой, не догадываясь, что она является подругой и соседкой Ребекки (автомобиль любовника которой позаимствовал для увеселительной поездки) и что – работает в клинике, ухаживая за юной Маритой, ставшей жертвой автокатастрофы. Однако пристрастие немецкого режиссёра к романной форме с присущими ей множеством самостоятельных действующих лиц, параллельно развивающихся сюжетных линий и т.п. в конечном итоге оказывается мнимым. Мотив недуга героя-киномеханика, страдающего расстройством краткосрочной памяти – с трудом, всматриваясь в сделанные фотографии, реконструирующего воспоминания о том, что случилось накануне, позволяет свести персонажей без логических натяжек. Связать их судьбы невидимыми нитями как бы от лица Рока или, если вспомнить о более милой Западу традиции психоанализа, – коллективного бессознательного, целенаправленно подстраивающего «случайные» встречи… Вероятно, прав английский кинокритик Ричард Фалкон, предположивший, что «состояние Рене, кажется, может быть метафорой существования его потерянного поколения»3. Но ещё важнее, что финал производит умиротворяющее впечатление, ничуть не хуже, чем у того же Эгояна, покоряя некой иллюзией непродолжительного проникновения в трансцендентное, откуда все земные проблемы и события воспринимаются совсем иначе – как нечто заторможенное, пребывающее «в зимней спячке». Это только с глобальной («вселенской») перспективы становится ясно, что ничто не приходит из ниоткуда и не уходит в никуда, и сеанс завершаешь в сомнениях, не вернулся ли на бренную землю спрыгнувший в чёрную бездну Марко – в теле ребёнка, родившегося у Ребекки?..

.

__________
1 – Правда, с весьма скромными результатами (кассовые сборы составили $316,4 тыс.).
2 – Том намеренно изменил время действия литературного первоисточника с лета на зиму.
3 – Рецензия для Sight and Sound, см.: http://old.bfi.org.uk/sightandsound/review/184.

Прим.: рецензия публикуется впервые


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+