Вали отсюда / Marche à l’ombre (1984)

Вали отсюда / Marche à l’ombre (1984): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Вали-вали» / «Проваливай» (варианты перевода названия).

Франция.

Продолжительность 90 минут.

Режиссёр Мишель Блан (номинация на «Сезар» в категории дебютантов).

Авторы сценария Мишель Блан, Патрик Девольф, автор диалогов Мишель Блан.

Композитор Жак Делапор Салам.

Оператор Эдуардо Серра.

Жанр: комедия, драма

Краткое содержание
Безработные музыканты Франсуа (Жерар Ланвен) и Дени (Мишель Блан), вернувшись с чужбины, очень рассчитывают на помощь своего парижского товарища, однако, добравшись до столицы, выясняют, что того и след простыл. Что им делать без денег и крыши над головой? Друзья не отчаиваются, пытаясь хоть как-то заработать на пропитание, и даже находят время, чтобы завести романтические отношения с девушками.

Также в ролях: Софи Дюэз (Матильда, номинация на «Сезар», как самая многообещающая актриса), Катрин Бурман (Катрина), Мими Феликсине (Мари-Габриэль), Беатрис Гамура (Мартен), Мака Котто (Жозеф), Бернар Фарси (месье Кристиан), Франсуа Берлеан (инспектор), Патрик Брюэль (гитарист в метро, без указания в титрах), Патрис Леконт (зритель на спектакле, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.01.2023

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Вали отсюда / Marche à l’ombre (1984): кадр из фильма
Тяжкая участь бездомных

Решив попробовать силы в режиссуре, Мишель Блан, разумеется, надеялся, что зрители оценят его старания, но… вряд ли рассчитывал, что успех будет настолько оглушительным! Картина собрала аудиторию в 6,2 млн. человек, заняв первое место в сезоне – уверенно обойдя, в частности, блистательную сатиру «Откройте, полиция!» /1984/1 и голливудский блокбастер «Индиана Джонс и Храм судьбы» /1984/. Данное обстоятельство заставляет отнестись с повышенным вниманием к фильму, благо французам крайне редко изменял вкус. Так и есть: местами на сеансе сложно удержаться от гомерического хохота, но в фильме хватает и лирических, даже сентиментальных моментов, а кульминация, когда Дени, ринувшийся, поборов трусость, на выручку Франсуа в ходе потасовки в метро, получает удар ножом, исполнен неподдельного драматизма. Впрочем, авторы справедливо рассудили, что трагическая развязка будет перебором.

Вали отсюда / Marche à l’ombre (1984): кадр из фильма
Что делать дальше?

«Вали отсюда» (или «Вали-вали», «Проваливай» и т.д.) – эту оскорбительную фразу каждый из товарищей слышал не раз. Франсуа, по-видимому, действительно обладает музыкальным даром (помимо прочего – виртуозно играет на гитаре), но заработать на пропитание любимым делом не получается. Прохожие не проявляют энтузиазма, периодически идёт дождь, а в парижской подземке хлебные места давно поделены. На выручку скитальцам, умудряющимся сохранить достоинство, неравнодушным к чужой беде, неожиданно приходят иммигранты из Африки, облюбовавшие заброшенные развалины многоквартирного дома. Парадокс ситуации заключается в том, что героев всё же не отнесёшь к опустившимся, морально деградировавшим личностям, к безнадёжным клошарам. Да, Франсуа отличается легкомысленностью, а Дени присуща мнительность на грани ипохондрии, что выражается и в накапливании таблеток с микстурами, и в привычке затевать панику по поводу любой возникшей в организме боли. Вместе с тем приятели ведут себя так, будто уверены, что испытывают временные трудности, которые легко преодолимы: нужно лишь капельку везения. Ну, не наивно ли?

Вали отсюда / Marche à l’ombre (1984): кадр из фильма
Проваливайте!

С однозначным ответом на этот вопрос кинематографисты, как ни странно, не спешат. С одной стороны Блан и Патрик Девольф доказывают, что отнюдь не питают иллюзий относительно истинного положения вещей в родной стране, где многие рискуют очутиться (подобно горемычным персонажам пьесы Максима Горького) «на дне». Рано или поздно друзья должны были столкнуться с криминалом, на собственной шкуре познав, чем грозит вовлечённость в теневой бизнес по реализации краденых вещей. Но с другой – не забывают о том, что судьбу индивида в значительной степени определяет характер. Франсуа, не испытывающий проблем в общении с прекрасным полом, честно говорит Матильде, чтобы она не жертвовала своим будущим ради любви к такому ненадёжному избраннику – и отправлялась в Соединённые Штаты Америки. Говорит, увы, слишком убедительно… Но финал лукав – хотя бы по той причине, что остроумно зарифмован с кадрами пролога. Что ждёт приятелей за океаном? Долгожданное материальное благополучие, творческая самореализация и личное счастье? Или всё в конце концов вернётся на круги своя?.. Мишель с Жераром Ланвеном составили замечательный тандем.

.

__________
1 – Между прочим, с Тьерри Лермиттом, ещё одним членом труппы Le Splendid.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+