Вальсирующие / Les valseuses (1974)

 Кудрявцев Сергей. Прост, лохмат, невероятно обаятелен // Видео Асс Экспресс. – 1991, № 6. – 43-44.

ПРОСТ, ЛОХМАТ, НЕВЕРОЯТНО ОБАЯТЕЛЕН

Феномен успеха и популярности Жерара Депардье заключается в том, что он вызывает чувство восхищения и преклонения как у любителей легкого развлекательного кино, так и у сторонников сугубо интеллектуального, как говорят, «заумного» кинематографа. Его отличает чрезвычайная разносторонность актерского дарования, редкостное умение перевоплощаться, вживаться практически в любую ситуацию и самую неожиданную роль, способность к взаимопониманию в работе с разными партнерами и режиссерами. Все это позволило актеру стать не только лучшим во Франции и по праву принять титул «истинного наследника Жана Габена», но и приобрести значительную репутацию в мировом кино.

Судьба Жерара Депардье внешне укладывается в классическую схему сказки о Золушке, неожиданно ставшей принцессой. Да, ему много было дано от Бога. Но больше он сделал сам. Ж. Депардье относится к тем людям, про которых говорят, что они создали себя сами. Он добился всего благодаря терпению, работе, а главное – невероятной жажде к познанию нового, неведомого, жгучему интересу к любым проявлениям жизни.

Жерар вырос в бедной семье, был одним из шести детей, с детства познал нужду, лишения, увидел жизнь во всей ее неприглядности. Лет в двенадцать сбежал из дома, скитался по Франции. Он и позже, уже в более благополучные времена, каждое лето повторял подобные вояжи. Случалось, за хулиганство и мелкое воровство его ловили полицейские. От тюрьмы и разбитой судьбы Жерара спасло любопытство – однажды попав в театральную студию, он навсегда «заболел» театром, начал жадно наверстывать упущенное, заниматься самообразованием, читать запоем книги. А потом отправился в Париж.

Шестнадцатилетний Жерар Депардье (а родился он почти в Рождество – 27 декабря 1948 года в городке Шатору) поступил на актерские курсы Ш. Дюлена и Ж.-Л. Коше, где с той же жаждой впитывал в себя «все знания мира». В новой «интеллектуальной» среде ему оказала поддержку, стала близким другом соученица по курсам Элизабет, на которой Депардье женился в 1970 году. Он до сих пор не расстается с ней, у них двое взрослых детей, и они иногда снимаются вместе.

Первые, еще ученические кинопробы Жерара Депардье относятся к 1965 году. Активно он начал сниматься с 1971 года, причем сразу в картинах различных жанров, от детектива «Убийца» до суперэстетской «Наталии Гранже». К этому же периоду принадлежит и лента «Двое в городе». Теперь уже не вспомнишь: где там появлялся рядом с кумирами Ж. Габеном и А. Делоном – никому не известный тогда молодой Депардье.

43

Его слава, нет – триумф пополам со скандалом – ведет отсчет от фильма «Вальсирующие» (1973) Бертрана Блие, о котором спустя годы сам актер в книге «Украденные письма» сказал так: «Бывает успех, который убивает». Эта лента, этапная для эпохи «после революции мая 68-го», оказавшаяся «булыжником для кинематографической витрины», вывела на звездный небосклон целое поколение молодых актеров, голова у которых не закружилась потому, что они не стали тиражировать успех, а начали пробовать себя в разных качествах.

Жерар Депардье был приглашен выдающимися итальянскими режиссерами и снялся в картинах М. Феррери «Последняя женщина» (1976), «Прощай, самец» (1977) и Б. Бертолуччи «Двадцатый век» (1977). Помимо интеллектуалки М. Дёрас, продолжившей после «Наталии Гранже» свою работу с актером в целом ряде экспериментальных лент, им заинтересовались молодые французские режиссеры А. Тешине (был снят фильм «Барокко», 1976). К Миллер («Скажите, что я ее люблю», 1976), а также знаменитые деятели «новой волны» А. Рене («Мой американский дядюшка», 1980), Ф. Трюффо («Последнее метро», 1980, премия «Сезар»; «Соседка», 1981).

Жерар Депардье остался верен своему «крестному отцу», Бертрану Блие, превратившись в своеобразного «альтер-эго» или «второе я» этого режиссера. Он снялся еще в четырех его картинах: «Приготовьте платочки» (1977), «Холодная закуска» (1979), «Вечерний туалет» (1985) и «Слишком красива для тебя» (1989). Взаимопонимание и дружба связывают актера и с Морисом Пиала, который поставил с его участием три ленты: «Лулу» (1979), «Полиция» (1985, приз за роль на фестивале в Венеции) и «Под солнцем Сатаны» (1987).

Массовый французский зритель, полюбивший Ж. Депардье еще со времен «Вальсирующих», с радостью воспринял сугубо комедийные, острохарактерные роли актера Судя по всему, и советской публике нравится Жерар Депардье в комедиях «Инспектор-разиня» (1980), «Невезучие» (1981), «Папаши» (1983), «Беглецы» (1986). Хотя сам он все больший интерес испытывает к классической комедийной традиции – в 1984 году поставил фильм «Тартюф», а в 1989 году снялся в главной роли в картине «Сирано» (премия за роль на фестивале в Канне). По-прежнему актер неравнодушен к мелодраматическим историям, любовным сюжетам, тем более, что в них выпадает случай играть вместе с самыми красивыми актрисами Франции К. Денёв (помимо «Последнего метро», еще «Выбор оружия». 1981; «Форт Саганн» 1984; «Странное место для встречи», 1988), И. Аджани (кроме «Барокко» – «Камилла «Клодель», 1988), К. Буке (помимо лент «Холодная закуска» и «Слишком красива для тебя», еще «Берег левый, берег правый», 1984), М. Детмерс («Двое», 1988). Можно сказать, что Жерару Депардье везет, если бы он сам не добивался того, что удача каждый раз оказывается в его руках.

Сергей КУДРЯВЦЕВ

44

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+