Вальсирующие / Les valseuses (1974)

Осипов Азиз. Жерар Депардье – актёр, боящийся рутины // Советский экран. – 1988, № 11. – С. 22, 24.

Азиз ОСИПОВ

Жерар ДЕПАРДЬЕ – актер, боящийся рутины

«Что бы я ни делал, я делаю с удовольствием», – говорит самый популярный актер в сегодняшнем французском кино Жерар Депардье. Его популярность превзошла еще недавнюю монополию любимцев французской публики Алена Делона и Жана-Поля Бельмондо.

Депардье воплотил на экране тип подлинно демократического героя. Парня из толпы, не затерявшегося в общей массе лиц, – легко узнаваемого, крепкого, надежного, независимого. С грубо высеченными чертами лица и фигурой атлета. Тип героя, чем-то напоминающего персонажей молодого Жана Габена.

В начале кинематографической карьеры Депардье так и называли – «молодой Жан Габен», подчеркивая при этом даже чисто внешнее сходство. Депардье не открещивался от подобных сравнений, напротив, ему это льстило, и он с удовольствием появлялся на экране рядом с прославленным метром в первых своих, еще совсем небольших ролях в фильмах «Убийца» и «Дело Доминичи». Тогда же, в первой половине 70-х, он снялся в крошечном эпизоде в фильме Хосе Джованни «Двое в городе», где солировали двое – Габен и Делон. Это было первое появление актера на нашем экране.

Восхождение Жерара Депардье к вершинам успеха началось в труппе парижского авангардистского театра «Кафе де ля Гар», откуда, кроме него, вышли такие большие актеры французского кино, как Патрик Деваэр, Миу-Миу, Колюш. «Синеблузники», как их любовно называли парижане, были одновременно постановщиками и исполнителями ролей в своих пьесах, их подлинными авторами.

В 1976 году Депардье в дуэте с Деваэром снимается в фильме Бертрана Блие «Вальсирующие». Картина имеет ошеломляющий успех не только у зрителей, но и у критиков. «Эти двое актеров изощряются в чисто французском сумасшествии!» – пишет восторженная французская пресса. Она возносит «этих сумасшедших» в ранг суперзвезд и отчасти ошибается, ибо суперзвезд в привычном смысле из них не выходит. Депардье

Продолжение на IV обл.

22

(Начало на стр. 22.)

в отличие от своих предшественников в рейтинге самых популярных – Делона и Бельмондо – является скорее антизвездой. Он не приучал зрителя к одним и тем же ролям, поэтому и не стал рабом собственного имиджа (что отчасти произошло с Аленом Делоном, который, отказавшись в ряде последних киноработ от привычного «победительного» образа, потерял многих «своих» зрителей). Депардье равно хорошо себя чувствует в комедии и драме. Он убедителен в фильмах режиссеров-интеллектуалов – Франсуа Трюффо, Алена Рене, Мориса Пиала, Маргарет Дюра, но оказывается своим и для «чистого» комедиографа Франсиса Вебера. Более того, в фильмах Вебера, где его постоянным партнером является Пьер Ришар, этот, казалось бы, общепризнанный король комедии положений, – Депардье не только ему не проигрывает, но местами выглядит предпочтительней, и видимо, потому, что оказывается многограннее, сочнее и, главное, неожиданнее «высокого блондина». Это, в частности, относится и к картине «Папаши», с успехом демонстрировавшейся в советском прокате.

Ушел из жизни Патрик Деваэр, трагически погиб в авиационной катастрофе Колюш. Депардье практически один продолжает в большом кино традиции «Кафе де ля Гар» – своим спонтанным вживанием в образ, предельно естественным поведением перед камерой, умением за всем многообразием сыгранных ролей сохранить присутствие собственной личности. Ангел и демон, неудержимый и сдержанный, сильный и слабый, серьезный и смешной, Депардье воплощает тип подлинно современного актера – свободного, мыслящего, динамичного.

24 (IV обл.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+