Ванильное небо / Vanilla Sky (2001)
Полнометражный фильм.
США, Испания.
Продолжительность 136 минут (версия с альтернативным финалом – 141 минута).
Режиссёр Кэмерон Кроу.
Автор сценария Кэмерон Кроу на основе сценария Алехандро Аменабара и Матео Хиля.
Композитор Нэнси Уилсон (номинации на «Оскар», «Золотой глобус» и «Грэмми» за песню Vanilla Sky Пола МакКартни).
Оператор Джон Толл.
Жанр: кинофантазия, детектив, мелодрама, научная фантастика, триллер
Краткое содержание
Дэвид Эймс (Том Круз), владеющий контрольным пакетом акций крупного нью-йоркского издательства, на очередной вечеринке знакомится с Софией Серрано (Пенелопа Крус), приглашённой его лучшим другом — писателем Брайаном Шелби (Джейсон Ли). Дэвид влюбляется в девушку с первого взгляда, чем провоцирует ревность у Джулианны Джанни (Кэмерон Диас, номинация на «Золотой глобус»), с которой поддерживал близкие, но, как полагал, ни к чему не обязывающие отношения. Сможет ли Эймс обрести с Софией счастье?
Также в ролях: Курт Рассел (доктор Кертис МакКейб), Ноа Тейлор (Эдмунд Вентура / техподдержка), Тимоти Сполл (Томас Типп), Тильда Суинтон (Ребекка Дирборн), Майкл Шеннон (Аарон), Кен Люн (редактор), Шалом Харлоу (Коллин), Уна Харт (Линетт), Ивана Миличевич (Эмма), Алисия Уитт (Либби), в эпизодах Уильям Мэпотер (посетитель клуба), Стивен Спилберг (гость на вечеринке).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 09.11.2024
Авторская оценка 4/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Этот фильм не покажется вторичным и, невзирая на зашкаливающую претенциозность, посредственным только той части аудитории, что не имела удовольствия посмотреть ленту «Открой глаза» /1997/, производящую огромное впечатление даже в том случае, если предварительно довелось ознакомиться с ремейком. Странно, очень странно было слышать слова Алехандро Аменабара о том, как ему польстило решение голливудских деятелей (Том Круз и продюсер Пола Вагнер приобрели права вскоре после показа уникальной картины на кинофестивале «Сандэнс») осуществить повторную постановку, которой участие «суперзвезды» и имя режиссёра гарантированно обеспечивали повышенное внимание. Благодаря мощной рекламной раскрутке «Ванильное небо», обошедшееся в $68 млн., снискало ощутимый коммерческий успех во всём мире (к счастью, за исключением Испании, где аудитория оказалась в три раза меньше, чем у оригинала), принеся в международном кинопрокате $203,4 млн., но хотя бы не получило престижных наград. Да и среди критиков, в том числе заокеанских, мягко говоря, не наблюдалось единства в стремлении воспеть это достижение американского киноискусства.
Плохо не только то, что знакомая история пересказана достаточно подробно – на более плоском и пошлом уровне, причём отдельные присовокупленные повороты интриги только пошли во вред. Если даже Пенелопа Крус, повторившая роль прекрасной девушки, моментально покорившей сердце и пленившей воображение плейбоя, насколько очаровательной и раскованной была у Аменабара, настолько теперь – неприятно поражает фальшью и неоправданной аффектированностью в игре, что уж говорить о самом Крузе, невыносимо красующемся на экране?! Ну, не получается у кумира показать терзания чудом выжившего Дэвида, вынужденного скрывать под маской уродующие лицо шрамы, а затем – опасающегося, что сходит с ума, принимая Софию за Джулианну (или наоборот?)… Чуть меньше претензий к Кэмерон Диас, но и она далека от безусловной убедительности в обличии несчастной – поддавшейся разрушительному чувству ревности – женщины. А уж развязка со всей очевидностью демонстрирует разницу между интеллектуальным европейским кинематографом и продукцией «фабрики грёз» в своих худших традициях. Что тут непонятного? Что спровоцировало споры, заставившие Кэмерона официально (на персональном сайте) дать подробные комментарии?..
Борьба с топ-менеджментом издательства (пресловутыми «семью гномами»), расставание с мисс Серрано, перспектива безрадостного существования в одиночестве – всё это режиссёр-сценарист воспроизводит более-менее точно. Новизна здесь заключается в том, что представитель службы технической поддержки, растолковывая клиенту, что тот находится во сне (точнее, в состоянии осознанного сновидения, искусственно поддерживаемом на протяжении ста пятидесяти лет), указывает на источники тех образов, что были положены в основу конструируемого «идеального» мира. Зритель, чувствуя себя не очень умным, мгновенно догадывается, что это, скорее, разъяснения самих авторов фильма, без утайки1 поведавших, что:
— картина безграничного, невыразимо красивого ванильного неба «списана» с полотна Клода Моне «Осень в Аржентее» /1873/,
— образ Софии навеян восхитительной Катрин из шедевра Франсуа Трюффо «Жюль и Джим» /1962/,
— психиатру Кертису МакКейбу привиты черты Аттикуса Финча, заботливого отца и принципиального юриста из классической судебной драмы «Убить пересмешника» /1962/ по роману Харпер Ли,
— и прочее; по словам постановщика, в повествовании содержится ни много ни мало 428 (четыреста двадцать восемь!) отсылок к современной культуре.
Неужели Кэмерон Кроу, кинематографист в общем-то небесталанный, о чём свидетельствовал и опыт его предыдущего сотрудничества с Томом Крузом («Джерри Магуайер» /1996/), испытывал досаду, предвидя перспективу остаться в лучшем случае популяризатором впечатляющего художественного открытия, сделанного Алехандро?! Как бы то ни было, по завершении сеанса не покидает ощущение, что автор новой версии скромно довольствовался стремлением, что называется, разжевать особо непонятливым подтекст (на самом деле лишь – один из пластов) ленты одарённого испанца. Так и получается, что призыв «открыть глаза», адресованный заботливой избранницей Эймсу, приобретает незапланированный иронический смысл: не следует отдавать предпочтение копии, каким бы техническим совершенством она ни отличалась – и сколько бы долларов США ни поглотила в процессе создания.
.
__________
1 – Вплоть до фамилии, адреса и места работы, если вспомнить шутку из рязановской «Карнавальной ночи» /1956/.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с существенными дополнениями)
Добавить комментарий