Ватерлоо / Waterloo (1970)

Фомин Валерий. В ракурсе Лубянки // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 50-53.

РОССИЯ/ПAMЯТЬ

В РАКУРСЕ ЛУБЯНКИ

Яуф 2. ОПАСНЫЕ СВЯЗИ

Исследователей из здания на площади Дзержинского интересовало не только положение в отечественном кино. Столь же пристальное внимание привлекши и международные связи наших кинематографистов. Вот тут уж действительно нужен был глаз да глаз!

С началом «оттепели» чуть-чуть приоткрылся «железный занавес». В Москве затеяли проводить международный кинофестиваль. Вроде бы известно, для чего. Чтобы показать фильмы зарубежные, обсудить новые тенденции, выявить лидеров. Наконец, затем, чтобы кинематографисты разных стран встретились и… Вот и вопрос: для чего им встречаться?! Если о своих киношных проблемах трындеть – это еще куда ни шло. А вот коли они в темноте просмотровых залов сговариваются, как генсеку незаметно стеклянного порошка в коньячок подсыпать или еще о чем-то столь же интересном? Смех смехом, а ведь выяснилось, и совершенно доподлинно, что эти сборища кинодеятелей со всего света – лишь прикрытие для шпионов, масонов и прочих вредителей. Вот, скажем, только-только отшумел XIX Московский международный кинофестиваль. Сам президент его указом благословил. Премьер-министр войну в Чечне приостановил, чтобы денег на банкет мировым кинозвездам отвалить. Да и Лужков молодец – в грязь лицом не ударил. А вы знаете сколько на этот так называемый кинофестиваль шпионов понаехало? Не знаете. Вот то-то и оно! А раньше знали. И сколько, и кто, и откуда, и зачем. Вот один из примеров.

Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР 15 июля 1965 г.

Совершенно секретно ЦК КПСС

Комитет государственной безопасности докладывает полученные материалы о IV Московском международном фестивале. <…>

По имеющимся данным, некоторые государства, главным образом, США, Франция, ФРГ, Италия пытаются использовать фестиваль для пропаганды западного образа жизни и проведения сионистской кампании.

Руководство делегациями главных капиталистических стран фактически осуществляется специально выделенными сотрудниками соответствующих посольств. Работу американской делегации на фестивале направляет сотрудник в Москве ПРЕН. Состав ее полностью определен Госдепартаментом США и Информационным агенством (ЮСИА) США без участия общественных артистических объединений. Перед отъездом в Москву в ЮСИА членам делегации была дана установка «быть достойными проводниками американского образа жизни». При этом ставка делалась на «моральную победу американского киноискусства». По их убеждению, американская делегация является как никогда представительной и поэтому будет в центре внимания общественной жизни в Москве.

Одним из руководителей делегации является подозреваемый в принадлежности к разведорганам ДЖОРДЖ СТИВЕНС, работающий зав. отделом кино ЮСИА и ранее неоднократно приезжавший в СССР по каналу культурного обмена. Член делегации США ИЛЬЯ ПОПЕРТ, лояльно относящийся к СССР, назвал СТИВЕНСА цепным псом Госдепартамента, беспринципным и опасным человеком.

Для проведения сионистской пропаганды израильская делегация привезла с собой большой количество литературы, предназначенной для распространения среди советских граждан. Делегация эта состоит из десяти человек, возглавляет ее сотрудник посольства, установленный разведчик ЗИМКРАТ.

Заслуживает также внимания член делегации, председатель комитета по цензуре кинофильмов МВД Израиля ГЕРИ ЛЕВИ, поддерживающий тесный контакт с посольством. Со слов члена делегации Израиля БРАУНШТЕЙНА, ГЕРИ занимает высокое положение в стране и пользуется влиянием в правительственных кругах. По полученным данным, он делал попытку обрабатывать в сионистском духе советских граждан, восхваляя достижения и жизнь в Израиле. <…>

Представляют также интерес член японской делегации, начальник отдела кинофирмы «Японское море» КУСАКА КЕЙСУКА и один из руководителей французской делегации ЖАК НИКО, подозреваемые в связях с разведками этих стран и осуществляющие в делегациях контрразведывательные функции.

Об активном влиянии посольств на деятельность делегаций свидетельствует и такой факт. Режиссер демонстрировавшегося на фестивале фильма «Молодые хотят жить» ДЗИМАС НИКОЛАС подвергся двухчасовой проработке сотрудниками греческого посольства за положительное интервью, опубликованное в нашей печати. По возвращению в Грецию, как ему было обещано сотрудниками посольства, он узнает, «что такое асфалия» (контрразведка Греции, прим. автора).

КГБ продолжает работу по проверке сигналов, выявлению и пресечению враждебной деятельности иностранцев во время фестиваля.

Председатель Комитета госбезопасности В. СЕМИЧАСТНЫЙ

Ну что, убедились? То-то же. Впрочем, нам еще надо последствия XIX фестиваля пережить. Вот этих звезд в Нижний Новгород свозили, а через неделю там эпидемия неизвестной болезни обнаружена. Среди детей!.. И кто знает, не подобные ли итоги фестиваля побудили президента назначить нового начальника ФСБ?

Вернемся, однако, к временам минувшим. То-

50

гдашние чекисты-киноведы на одних фестивальных тусовках, конечно, не зацикливались. Они по всему кинематографическому фронту работали. Вникали не только в большие дела, но и в малые. Иногда, глядишь, дельце-то вроде бы – тьфу, пустяк сущий. А попробуй пустить на самотек, не вмешайся, глядь – целый континент полыхает…

Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР 11 апреля 1970 г.

Совершенно секретно ЦК КПСС

Посол Демократической Республики Конго в Москве ФУТУ в беседе с советским гражданином высказал следующее:

«Выход на экран советского фильма «Черное солнце» может иметь далеко идущие последствия, вплоть до разрыва дипломатических отношений между ДРК и СССР.

Из разговора с африканскими актерами, исполняющими главные роли, известно, что фильм посвящен ПАТРИСУ ЛУМУМБЕ и в нем показаны президент ДРК МОБУТУ и другие политические деятели. Изменение фамилий героев сути дела не меняет, и если окажется, что в истории с ЛУМУМБОЙ как-то замешан президент, то неизбежен разрыв дипломатических отношений».

Футу сказал, что можно предотвратить нежелательный инцидент, если до выхода фильма на экран его предварительно ознакомят со сценарием.

Председатель Комитета госбезопасности АНДРОПОВ

Вот так мы чуть было Африку не профукали. Из-за какого-то поганого фильма. Ну, слава Богу, старина Андропов беду отвел. А то бы не представилось возможности «черный» континент социализмом изводить. И не только этот. Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР 30 апреля 1972 г.

Совершенно секретно ЦК КПСС

Значительную роль в воспитании населения НРБ в духе идей социализма играет кино. Посещаемость кинотеатров в Болгарии выше, чем в остальных восточноевропейских странах. Большинство зрителей составляет молодежь.

Более двух третей выходящих на болгарский экран кинофильмов производится в СССР и других социалистических странах. Генеральный директор объединения «Болгарская кинематография» ПИСАРЕВ выступает за увеличение закупок Болгарией советских фильмов. Однако, как видно из материалов МВД НРБ, многие влиятельные члены художественного совета объединения, отдающие предпочтение западному киноискусству, при решении вопроса о количестве копий, снимаемых с закупленных фильмов, и сроках их демонстрации фактически ставят кинокартины западных стран в преимущественное положение по сравнению с фильмами социалистических стран. Так, в 1971 году из 44 закупленных Болгарией советских фильмов лишь 8 были размножены более чем в 20 экземплярах, а из 34 западных фильмов – 17. Возможность просмотра большим числом зрителей в первые дни выхода фильмов на экран обеспечила кинокартинам западных стран большую среднюю посещаемость, чем фильмам социалистических государств. Вследствие снятия малого числа копий, отсутствия предварительной рекламы и преждевременного прекращения демонстрации советский кинофильм «Ленин в Польше» просмотрело лишь 110 тыс. болгарских зрителей, «Начало» – около 140 тыс., «Первый учитель» – 180 тыс. и т.д.

Некоторые болгарские специалисты полагают, что предусматриваемая в 1972 году закупка Болгарией советских фильмов на сумму 350 тыс. рублей не обеспечивает реальные потребности болгарского зрителя. По их мнению, закупка как можно большего числа высокохудожественных советских фильмов позволила бы успешно бороться с проникновением буржуазной идеологии в сознание населения НРБ, особенно молодежи.

Зам. председателя Комитета госбезопасности

ЧЕБРИКОВ

СПРАВКА

Материал информационный. Вопросы, затронутые т. Чебриковым, нашли отражение в постановлении ЦК КПСС от 1 марта 1972 года за N Ст-32/5с.

Зам. зав. отделом культуры ЦК КПСС

Ф. Ермаш 18 мая 1972 г.

Когда Достоевский говорил о всемирной отзывчивости русской души, он ничего не преувеличивал. По крайней мере, к людям с Лубянки это относится точнехонько. Как ни болело их сердце за состояние нерушимой советско-болгарской дружбы, но все же оставалось место и для других переживаний.

В 60-е годы у нас сложились хорошие отношения с Италией вообще и с итальянскими кинематографистами в частности. В табели ближайших друзей в борьбе за мир они значились под первым номером. Но дело не только в официозе. Итальянские фильмы любил советский народ.

Но, оказывается, и тут не все было просто. Только поверхностному взору это, разумеется, не открывалось. А вот пристальному и проницательному виделось в крепнущей дружбе и кое-что иное.

Секретно СПРАВКА

5 Управление КГБ при СМ СССР, рассмотрев предложение итальянской кинофирмы «Дино де Лаурентис Чинематографика» создать советско-итальянский фильм «В городе Тольятти», считает необходимым отметить.

Осуществленные в последние годы постановки советско-итальянских фильмов свидетельствуют, что отдельные из них не могут демонстриро-

51

ваться на советском экране из-за крайне низкого идейного уровня. Больше того, советско-итальянский фильм «Подсолнухи» наши кинематографисты прямо называют антисоветским. По их мнению, итальянцам удалось, прикрываясь сотрудничеством с «Мосфильмом», решить свои пропагандистские задачи…

По имеющимся данным, наряду с идеологическим выигрышем в совместных фильмах «Красная палатка» и «Битва при Ватерлоо», итальянской стороне удалось получить значительные материальные выгоды. Для достижения своих целей руководители некоторых итальянских фирм не брезгуют любыми средствами, вплоть до подкупа советских кинематографистов, которым вручаются дорогостоящие подарки и организуются увеселительные поездки по стране.

Итальянские сценаристы – авторы сценария «СССР глазами итальянцев» и «Они шли на восток» де КОНЧИЛИ и де САБАТА считают, что советских кинематографистов легче подкупить и «приручить» в Италии, и систематически приглашают их с этой целью в свою страну. «Сопостановки, – говорили они, – нам, итальянцам, очень выгодны. Основные расходы несете вы, а доходы с картины распределяются так, что мы получаем больше вас. Потом работа в России для нас хорошая реклама, и вообще во всех смыслах мы заинтересованы в этих сопостаковках, и для этого нам надо укреплять тут связи. И в этом смысле самое удобное – приглашать русских в Италию. Расход для фирмы невелик, а от Италии, от наших магазинов и ресторанов, отелей и приемов они обалдевают и потом делают нам «зеленую улицу».

С нескрываемым цинизмом на эту же тему говорил де ЛАУРЕНТИС:

«…Скоро «Мосфильм» будет нашим общим клондайком. Начнут ездить к нам начальники цехов, актеры «Мосфильма», и мы сделаем их своими друзьями. Они и так для нас готовы родную мать заложить. Кому сумочки, кому кофточки. Это производит в СССР большое впечатление»…

Подобная обстановка вокруг советских кинематографистов может привести к потере политической бдительности у отдельных из них и создает удобные условия для использования этого обстоятельства разведками противника в своих целях.

Учитывая изложенное, считаем целесообразным отклонить предложение о создании фильма «В городе Тольятти» и временно сократить деловые контакты с другими итальянскими фирмами, отрицательно зарекомендовавшими себя в работе с советскими кинематографистами.

Вместе с тем, необходимо, по нашему мнению, потребовать от руководителей Комитета по кинематографии при СМ СССР усиления контроля на всех стадиях подготовки и создания советско-итальянских кинофильмов.

Начальник управления КГБ

БОБКОВ

26 августа 1970 года.

Обратите внимание на дату сигнала. Не прошло и трех недель, как на Старую площадь полетела еще одна тревожная весточка.

Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР 16 сентября 1970 г.

Совершенно секретно ЦК КПСС

Комитет госбезопасности располагает данными об озабоченности некоторых советских кинематографистов недостатками в работе с зарубежными фирмами по постановке совместных фильмов…

Ниже приводятся полученные агентурным путем сведения о неофициальных высказываниях в частных беседах некоторых советских кинематографистов по этим вопросам.

Писатель-киносценарист Е.ГАБРИЛОВИЧ:

«Возможно, совместные фильмы и нужны нам, но я в этом вижу отрицательные стороны. Прежде всего, они отвлекают лучшие творческие силы и кинематографистов среднего звена от решения важнейших внутренних проблем. За последние годы значительно усилилась тенденция к выездам за рубеж. Кинорежиссеры готовы взять любую тему, лишь бы она давала возможность выехать за границу. Среди молодых кинематографистов создался известный настрой на создание фильмов в расчете на заграничных гурманов. Получив известность за рубежом, они рассчитывают, что с ними будут считаться и внутри страны.

Налицо коррупция среди наших кинематографистов. Среди работников кино ходят упорные слухи о том, что за участие в совместных фильмах зарубежные кинофирмы дают подарки. Иностранные кинофирмы заинтересованы в создании совместно с нами фильмов, так как затраты на массовые сцены и оплата работы среднего звена кинематографистов у нас очень дешевы» …

Кинорежиссер С. КУЛИШ: «Не понятно, почему у нас при совместных постановках во главу угла ставятся исключительно коммерческие соображения. Естественно, что империалисты на политические советские фильмы денег давать не станут. Неужели пропаганда наших идей не дороже тысяч, полученных с иностранного проката? Почему даже те немногие политические фильмы, которые делаются в стране, Комитет стыдливо боится посылать на международные фестивали?..

К великому сожалению, сегодня наше кино пока не является рупором партии». Кинорежиссер Л. КУЛИДЖАНОВ: «Совместные постановки с зарубежными странами развращают не только режиссерские, редакторские кадры, но и второстепенные звенья съемочных коллективов. Без всякой на то необходимости в зарубежные командировки выезжает огромное количество работников Комитета кинематографии, которые в глазах зарубежных кинематографистов выглядят как обыкновенные туристы. Сейчас лучшие кадры студии стремятся работать только в коллективах, снимающих фильмы с иностранными фирмами, так как в этом случае они могут выезжать в зарубежные поездки и получать подарки фирм, командировочные и премии в валюте»…

Зам. главного редактора Управления художественных фильмов Комитета по кинематографии В. СЫТИН: «…Мы ничего не делаем, чтобы противостоять запланированным вражеским акциям типа фильма Костаса ГАВРОСА «Признание», и отвлекаем большие денежные ресурсы и силы творческих работников на заурядные совместные фильмы… Не научились продвигать свои интересные фильмы за рубеж. Фактически, по вине французского киновладельца МОСКОВИЧА, провалилась премьера масштабного кинопроизведения «Освобождение» в Париже»…

Председатель Всесоюзного объединения «Совинфильм» О.ТЕНЕЙШВИЛИ: «После просмотра фильма режиссера ВИТТОРИО де СИКА «Подсолнухи» я заявил руководству Комитета по кинематографии, что это вреднейшая, пасквильная картина и выпуск ее на наш экран явился бы грубейшей политической ошибкой. Очевидно, экономическая выгода (мы затратили 175 тысяч рублей, а получили 475 тысяч долларов) закрыла глаза на явные оскорбительные вещи, которые видит советский зритель на экране»…

Сотрудник «Совэкспортфильма» В.СПИРИН: «Ленфильм» снимал с норвежской киностудией «Норскфильм» совместную картину «Всего одна жизнь». Сколько начальства, редакторов ездили с легкостью туристов в Норвегию. И вдруг новость… эта фирма участвует в создании антисоветской кинокартины «Один день Ивана Денисовича» по А. СОЛЖЕНИЦЫНУ. Очень мало внимания обращается на тот факт, кто же наши партнеры».

Председатель комитета госбезопасности АНДРОПОВ

Заметьте нюансик: андроповская эпистолия вроде бы про то же, о чем и его зам рапортовал, но подготовлена капитальнее и выполнена куда тоньше. Бобков режет прямо в лоб: КГБ озабочен содержанием советско-итальянских связей. А его шеф показывает, что самих отечественных киноработников беспокоит состояние зарубежных связей. Характерна и подборка фамилий тех, у кого душа разрывается. (По правде сказать, меня несколько смущает достоверность приведенных авторских высказываний. Лично зная многих из них, их умонастроения и даже лексику, мало кого узнаю в андроповской писанине. Может, Савва Яковле-

52

вич Кулиш в молодые годы и в самом деле глубоко и невыносимо страдал оттого, что советское кино не было рупором партии. Но Габрилович-то – уж точно не мог такую ахинею нести. Так что тут чистая «литература».)

Видя такое настроение лучших представителей «важнейшего из искусств», КГБ, конечно, не может спокойно стоять и равнодушно наблюдать. И потому как бы присоединяется к стенаниям. Пора, мол, и меры кое-какие принимать.

Их и приняли.

Секретно ЦК КПСС

О недостатках в осуществлении совместных постановок фильмов с зарубежными странами

В связи с запиской тов. Андропова Ю.В. считаем необходимым доложить следующее. За последние пять лет (1966 – 1970 гг.) осуществлены совместные постановки 35 художественных, документальных и научно-популярных фильмов, из них 24 – с социалистическими странами, 3 – с развивающимися и 8 – с капиталистическими. Среди совместно выпущенных фильмов есть удачные произведения, в том числе «Ленин в Польше» («Мосфильм»-Польша), «На пути к Ленину» («Мосфильм»-ГДР), «Первый курьер» («Мосфильм»-Болгария). Советские актеры снимались в кинокартинах ГДР, Польши, Югославии. На территории СССР производились съемки польских фильмов «Фараон», «Сибирь», а на территории ряда социалистических стран – съемки многих эпизодов советских фильмов «Освобождение», «Щит и меч», «Товарищ Берлин» и других.

В то же время в некоторых произведениях, созданных совместно с зарубежными странами, допущены серьезные ошибки. Так, в фильме советско-венгерского производства «Звезды и солдаты» (сценарист Г. Мдивани, режиссер М. Янчо) искажена историческая правда о гражданской войне, ее участники изображены людьми жестокими и ограниченными. В итальянском кинофильме «Подсолнух» (режиссер В.Де Сика), поставленном с участием наших кинематографистов, слабо показана жизнь советских людей.

В большинстве случаев тематика совместных фильмов предлагается зарубежными киноорганизациями, а предложения советских органов кинематографии подчас оказываются непродуманными. Только в текущем году Комитет по кинематографии снял с рассмотрения в ЦК КПСС свои предложения о совместных постановках с японской фирмой картины «У моря один берег», с итальянской фирмой – фильмов «Спагетти по-русски» и «В городе Тольятти», об оказании производственно-творческих услуг английской фирме по съемкам картин «Бродяга в доспехах» и «Император севера»…

Отдел культуры ЦК КПСС провел совещание с работниками Комитета по кинематографии и киностудий, на котором был обсужден вопрос о наведении необходимого порядка во взаимоотношениях с зарубежными киностудиями и фирмами. Комитетом издан приказ «Об упорядочении совместных постановок фильмов и оказании производственных услуг зарубежным киноорганизациям». Создана постоянно действующая комиссия, на которую возложена задача рассмотрения всех принципиальных вопросов по совместным постановкам.

Кинокомитету СССР предложено разработать перспективный план совместных кинопостановок с зарубежными странами, обратив особое внимание на развитие сотрудничества с киноорганизациями социалистических стран, и внести его на рассмотрение ЦК КПСС.

Зав. отделом культуры ЦК КПСС

В.ШАУРО 20 января 1971 года.

Справедливости ради надо добавить, что Лубянские киноведы не только собирали высказывания, но работали и рисковали по-настоящему, как и положено труженикам плаща и кинжала.

Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР 30 июля 1969 г.

СЕКРЕТНО ЦК КПСС

Во время IV Московского международного кинофестиваля у находившегося в СССР в составе американской делегации специального помощника президента США Ленарда ГАРМЕНТА оперативным путем изъяты некоторые документы, касающиеся политики США в области кино.

Перевод изъятых документов прилагается.

Заместитель председателя КГБ

ЦВИГУН

В отделе культуры ЦК КПСС ознакомились Зав. секретариатом отдела

ДЬЯКОНОВ 25 августа 1969 г.

Это мой любимый документ. От него веет романтикой. Фраза «изъяты оперативным путем» воспламеняет воображение. Вытащили незаметно из кармана еще в аэропорту (и уж не в Штатах ли)? Или втихаря влезли в номер, вскрыли чемодан, чик-чик фотоаппаратом, и все скорее на место? Или подменили папку, пока представитель президента США был в туалете? Теряюсь в догадках…

Напоследок – еще одно любопытное свидетельство:

СЕКРЕТАРЮ ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА КИНЕМАТОГРАФИСТОВ СССР

тов. КАРАГАНОВУ А.В.

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

при СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР СЛЕДСТВЕННЫЙ ОТДЕЛ

13 сентября 1968 г.

Энергетическая ул., д. 3-а.

В связи с возникшей необходимостью просим Вас дать указание выслать нам личное дело бывшего члена Союза МАТУСЕВИЧА Владимира Борисовича и обстоятельную характеристику его общественно-политической и творческой деятельности. Следователь следственного отдела КГБ БАКЛАНОВ

Вам это не напоминает недавние события? Вполне допускаю, что подобный запрос мог быть направлен и на тележурналистку Елену Масюк, и на авторов программы НТВ «Куклы», и на кинодокументалистов, собирающих сведения о до сих пор сокрываемых последствиях ядерных катастроф…

Публикацию подготовил Валерий ФОМИН

53

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+