Вечерние посетители / Les visiteurs du soir (1942)

Вечерние посетители / Les visiteurs du soir (1942): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Посланники дьявола» / «The Devil’s Envoys» (международное англоязычное название).

Франция.

Продолжительность 120 минут.

Режиссёр Марсель Карне.

Авторы сценария Жак Превер, Пьер Лярош.

Композиторы Жозеф Косма, Морис Тирье.
Оператор Роже Юбер.

Жанр: драма, кинофантазия, мелодрама

Краткое содержание
1485-й год. Барон Гюг (Фернан Леду), с размахом отмечающий помолвку прекрасной дочери Анны (Мари Деа) со знатным рыцарем, бароном Рено (Марсель Эрран), с радостью принимает у себя в замке двух странствующих менестрелей, Жиля (Ален Кюни) и переодетую мужчиной Доминик (Арлетти), не догадываясь, что гости являются посланниками самого дьявола (Жюль Берри)…

Также в ролях: Пьер Лабри (сеньор), Жан д’Ид (шут), Роже Блен (человек, показывающий уродцев), Гариэль Габрио (палач), в эпизодах Ален Рене (без указания в титрах), Симона Синьоре (без указания в титрах).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.06.2013

Авторская оценка 9/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Вечерние посетители / Les visiteurs du soir (1942): кадр из фильма
Менестрели развлекают гостей

Период оккупации Германией Франции, ставший трагедией для патриотов (тем более в свете необъяснимо быстрой и позорной для великой державы капитуляции после неполных двух месяцев боёв), принёс совершенно неожиданные плоды для национальной кинематографии. Если в довоенный период на голливудскую кинопродукцию приходилось до трети рынка (и доля, надо полагать, неуклонно росла), то вскоре после её запрета стало очевидно, что, вопреки принимавшимся административным мерам геббельсовских единомышленников в режиме Виши, освободившуюся нишу не удастся заполнить идеологически выдержанными кинопроизведениями из Германии и Италии. А эмиграция ряда крупных художников, открыто придерживавшихся антифашистских взглядов, и жёсткие цензурные ограничения, не говоря уже о непростых (непростых по объективным причинам: шла война) производственных условиях, преодолевались благодаря энтузиазму творцов-соотечественников, находившему горячий отклик в широких зрительских массах. Без этого уникального опыта творчество ряда режиссёров, заявивших о себе впоследствии, уже в мирное время, было бы, несомненно, иным… И всё-таки, думается, есть высшая справедливость в том, что подлинным олицетворением французского экрана, сохранившего внутреннюю свободу и верность богатой культуре, стал Марсель Карне. Он нашёл способ, не допустив творческого компромисса, продолжить (и довести до мыслимого совершенства, в некоторых отношениях – завершить) эстетические поиски, принёсшие столь щедрые плоды в работах приверженцев «поэтического реализма».

Вечерние посетители / Les visiteurs du soir (1942): кадр из фильма
Дьявол в своей стихии

Формально «Вечерние посетители» не имеют ничего общего с предыдущими постановками мастера, в первую очередь – с «Набережной туманов» /1938/ и «День начинается» /1939/, подвергнувшимися (наряду с лучшими лентами Жана Ренуара) ожесточённой критике за социальный пессимизм, остроту затрагиваемых конфликтов, обращение к проблемам представителей неимущих классов. Кинодраматурги Жак Превер и Пьер Лярош, поначалу намеревавшиеся перенести действие в далёкое будущее, в итоге отдали предпочтение не менее условной, мифологизированной, почти сказочной атмосфере средневековья (как известно, высоко ценимого нацистским руководством), взяв за основу поэтичную легенду. А декорации просторного, величественного, гордо высящегося замка, упоительно белые, покоряющие гармоничностью, создают резкий контраст не только с прежними картинами неустроенных, раздираемых конфликтами французских городов, но и с грубой серо-чёрной палитрой, к которой все успели привыкнуть в историко-приключенческих фильмах о рыцарях. Да и сама история, казалось бы, максимально оторвана от бренной действительности – посвящена сферам, где земные законы, равно как и злая воля самого дьявола, бессильны перед кристально чистыми чувствами. Однако преемственность традиций всё же негласно чувствуется. Жюль Берри, ранее воплотивший образ назойливого, мстительного дрессировщика собак Валантена, являвшегося вместе с ассистенткой Кларой (вот и Арлетти вновь досталась партия покорной исполнительницы чужих повелений), чтобы разрушить судьбу габеновского Франсуа, получил более солидную и, с позволения сказать, ответственную роль. Вместе с тем его враг рода человеческого, эффектно (гром и молния!) возникающий в разгар веселья, представившись барону аристократом-чужестранцем и очаровав гостей безупречными манерами, изысканными речами, замысловатыми одеяниями мрачных тонов с причудливыми узорами, остаётся по своей глубинной сути тем же мелким пакостником и лукавым сеятелем смуты…

Вечерние посетители / Les visiteurs du soir (1942): кадр из фильма
Проникает в душу!

За давностью лет сложно судить, входило ли в замысел авторов привитие неугомонному персонажу Берри некоторых черт Адольфа Гитлера, – но суматошной, подчёркнуто нервозной манеры существования актёра на экране оказалось достаточно, чтобы зрители мысленно проводили параллель с имиджем фюрера, пусть неизбежно упрощенённым1, но всё же не доведённым до полноценной карикатуры, как у Чарльза Чаплина. Как следствие, повествование приобретало иносказательный характер, а мораль притчи казалась жгуче злободневной. Вечерние посетители, принявшие обличие невинных менестрелей, ласкающих слух красивыми песнями, на самом деле выступают посланниками дьявола – и вот уже Гюг и Рено готовы сойтись на рыцарском турнире в смертельном поединке, обуреваемые влечением к лицемерной Доминик. А Жиль, остановив (словно исполняя чаяния гётевского Фауста, тоже имевшего дело с Мефистофелем) мгновение – заставив обитателей замка буквально замереть, поведав Анне о секретах человеческих сердец и без труда покорив наивную девушку, со злорадством сообщает, что добился своего, что её страдания и есть цель. Однако происходит чудо, и разуверившийся во всём, циничный, пресытившийся жизнью пришлец преображается, обретая высокий смысл существования и выражая безусловную готовность стерпеть адовы муки. Истинной любви не страшны ни мрачное подземелье, где безраздельным хозяином является палач, ни сверхъестественные способности сатаны, прибегающего к изощрённым уловкам (вплоть до того, что принимает облик подопечного), ни угроза превратить возлюбленных в бездушный камень – и сложно описать изумление дьявола, слышащего биение любящих сердец, навеки оставшихся вместе, и осознающего собственное бессилие. Не удивительно, что фильм, получивший восторженную прессу, отмеченный в 1942-м главной премией французского киноискусства, долго не сходил с экранов, попав в число десяти самых посещаемых за годы оккупации.

Вечерние посетители / Les visiteurs du soir (1942): кадр из фильма
Любовь побеждает!

Впрочем, сам Карне отрицал (в том числе много лет спустя), что сознательно прибегал к «эзопову языку», да и при строгом подходе не всем событиям можно подыскать прямую аналогию в современности. Но «Вечерние посетители», быть может, потому и производят (по сей день!) столь сильное впечатление, что вневременные истины, абстрактные философские откровения прозвучали как нельзя кстати в конкретную эпоху, неся свет любви и надежды соотечественникам, а ныне – служа памятником тому лучшему и сокровенному, что удалось сохранить в непростых условиях. Режиссёр проявил безупречный художественный вкус, воспроизведя на экране «идеальное» средневековье, в котором декорации, убранство замка и роскошных садов, костюмы артистов, стилизованные песни и даже броские кинематографические приёмы (например, превращение букета цветов в клубок змей), всё же не подавляют и не заслоняют людей. Избавленные от диктата быта, отстранившиеся от бремени низменных страстей, герои живут вечностью, над которой зло не властно. По ассоциации можно вспомнить «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова, где зримое (более того, чересчур навязчивое) присутствие Воланда всё же не свидетельствует об отсутствии или хотя бы о безразличии Бога. И эту неприкосновенность внутреннего мира – той поляны у источника, что стала символом любви Анны и Жиля и куда они могут переместиться в любой миг, наверное, лучше всего усвоили кинематографисты следующих поколений, даже не всегда принимая эстетику «поэтического реализма», воспаряющего до высей символизма, как таковую. Факт работы (в качестве не указанного в титрах ассистента режиссёра) Микеланджело Антониони и появление в массовке Алена Рене в данном отношении представляется весьма знаменательным!

.

__________
1 – Включая тот, что сложился благодаря официозной кинохронике и выступлениям по радио.


Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Кудрявцев Сергей. Рубрика СКВ (Сергей Кудрявцев видео) Antique // Видео-АСС Премьер. – 1998, № 42. – С. 160-161.
Савосин Дмитрий. Марсель Карне. Неснятое кино // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 110-113.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+